Своим мнением по поводу достойного ответа Украины на российскую агрессию поделился Константин Боровой. Он уверен, что в действиях Украины наблюдается недостаточно изощренности в ответе на российскую агрессию, об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
В своей публикации российский бизнесмен, депутат Госдумы 2 созыва, председатель оппозиционной партии «Западный выбор» Константин Боровой дал оценку мерам, которые принимаются Киевом в ответ на российскую агрессию. По его мнению, сейчас 2 соседние страны, охваченные гибридным противостоянием, с неодинаковым успехом наносят удары.
Днями Москва заявила, что не намерена поступать по примеру других кредиторов и прощать Украине часть задолженности. Глава российского Минфина Антон Силуанов заявил, что 3 миллиарда долларов, взятые в долг еще Виктором Януковичем, нужны сейчас России для улучшения экономических показателей. Соответственно, российское руководство настаивает на возвращении задолженности в полном объеме в декабре текущего года.
В действиях России сейчас довольно четко просматривается единственная цель – нанесение максимального ущерба Украине. В этой ситуации отказ от предложенных условий по реструктуризации внешней задолженности является одним из способов воздействия Москвы на Киев. Собственно, эту цель преследуют также все военные действия против Украины в рамках необъявленной войны.
Боровой уверен, что в данной ситуации Украина ведет себя недостаточно изучена и изысканно. Списание долгов он называет однозначно плохим ходом, результат которого для Киева довольно неоднозначен. Фактически, списание части задолженности означает публичную демонстрацию Украиной своей слабости. Аналогичной была ситуация, в которой еще в демократические времена оказались российские делегаты. Однако от варианта ведения переговоров с точки зрения «слабой стороны» они отказались.
Списание долгов уже отразилось далеко не лучшим способом на рейтинге Украины. Международное рейтинговое агентство Fitch сразу же после получение известия о достижении договоренности по реструктуризации и частичном списании долга понизило кредитный рейтинг Украины до показателя С. Согласно шкале, актуальной в агентстве, присвоение стране этого долгосрочного кредитного рейтинга означает неизбежность дефолта.
Компенсации убытков Киев должен требовать в судебном порядке.
По мнению эксперта, Киеву следует разбираться с Москвой с помощью альтернативных способов. В первую очередь необходимыми являются иски в международные суды. У международного правосудия Киев должен требовать компенсации реального материального ущерба, нанесенного Украине в результате оккупации Крымского полуострова и боевых действий на Донбассе. Тем не менее, подачей подобных исков пока никто из представителей украинского руководства не занялся.
Характеризуя свое отношение к бездействию украинских чиновников, Боровой констатирует, что он не понимает, на что рассчитывает Киев. Альтернативного способа для возвращения суммы ущерба, нанесенного противоправными действиями России, кроме суда, и не существует. Для того чтобы добиться выплаты компенсации от Москвы, Киеву придется шаг за шагом пройти путь, пройденный уже акционерами ЮКОСа.
Опыт акционеров компании Михаила Ходорковского, отсудивших у Москвы более 50 миллиардов долларов, показывает, что дело не столь безнадежное, как кажется на первый взгляд. Получение компенсации за противоправные действия со стороны российской власти по решению международного суда возможно. Если Киев не начнет процедуру судебной тяжбы в ближайшее время – придется объявлять страну банкротом.
То, что Украине на самом деле нужно международное признание неработоспособности экономики, вызывает большие сомнения. С большей степени уверенностью можно сказать, что Киеву нужно исправлять создавшие за сложную экономическую ситуацию. При этом в борьбе за статус нищего, которому все прощают, украинское руководство не заинтересовано.
Предприниматель выразил уверенность в том, что в отличие от Киева, Москва не только может, но и будет подавать иски в международные суды с требованием о возвращении внешнего долга Украиной. При этом можно не сомневаться в том, что востребование долга вряд ли встретит какие-либо препятствия в суде.
Совершенно очевидно, что речь идет о долге, возвращать который нужно в любом случае. Со стороны должника отсутствуют встречи на претензию и возражения. Соответствующего решения России может добиться в любом суде. Однако развитие событий по такому сценарию может нанести Украине еще более серьезный вред.
Несомненно, что российские чиновники будут всячески поддерживать решение вопроса о задолженности в суде. 3 миллиарда долларов для российской экономики не является суммой принципиальной, но репутационный риск для Украины в этой ситуации скрывается колоссальный. Еще более легким кажется предстоящей судебный процесс с учетом практически полного отсутствия сопротивление со стороны Киева.
В то же время, по словам Борового, категоричность украинской стороны, которая отказывается возвращать долг России, можно назвать явлением позитивным. Правильной эту позицию называет политик с этой точки зрения, что нельзя возвращать силами Украины то, что ранее у Украины было украдено. Но методы, применяемые Киевом, Боровой называет неверными, поскольку более целесообразно использовать правовые механизмы, подавая встречные иски.
Боровой утверждает, что материальный ущерб действиями России Украине нанесен колоссальный. Затребовать возвращения убытков через международные суды Киеву следовало уже давно. Вместо активных действий по подготовке и подаче исков украинские чиновники только возмущаются, что Россия у них что-то требует.