«Узбекистан будет сохранять за собой военный внеблоковый статус и не разрешит размещение на территории государства зарубежных баз и пребывание узбекских военных за границей страны», - рассказал накануне глава Ислам Каримов. Он отметил, что «этот принцип построен в статус закона страны». Как полагают специалисты, таков ответ Каримова Вашингтону на его предложение для Узбекистана присоединиться к международной коалиции государств, что борются против «Исламского государства» (ИГ) (деятельность организации запрещается на территории Российской Федерации по решению Верховного суда.) и воющих в Сирии и Ираке.
Помощник государственного секретаря Соединенных Штатов Америки по делам Южной и Центральной Азии Даниэль Розенблюм, перебывал недавно в Ташкенте и предложил Узбекистану на официальном уровне присоединиться к блоку международной коалиции, что противостоит террористической организации ИГ. Дипломат Соединенных Штатов подчеркнул, что Узбекистан считается ведущим партнером НАТО в Центральной Азии и поддерживает Соединенные Штаты Америки в борьбе с талибами на территории соседнего Афганистана. Это стало известно корреспондентам раздела «Новости Мира» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Он напомнил, что Америка с успехом окончила первый транш поставок боевого вооружения в Узбекистан на совокупную сумму свыше 6 миллионов американских долларов. Поставки будут производиться по принципу пятилетнего плана военно-технического сотрудничества Соединенных Штатов Америки и Узбекистана. Со слов чиновника США, присоединение Узбекистана к борьбе коалиции в отношении «Исламского государства» будет иметь хорошее значение.
Между прочим, подобное предложение Вашингтона было направлено и Таджикистану. «Мы обращались с прошением в Узбекистан и многие другие государства присоединиться к коалиции, идеей которой считается не только военное противостояние, но и ведение борьбы с финансированием «Исламского государства», а вместе с этим обмен информацией о перемещении представителей ИГ через рубежи. С точки зрения нашего сотрудничества в сфере безопасности с Узбекистаном мы также замечаем позитивное повышение в направлении активизации обмена информацией среди наших служб безопасности», – рассказал Розенблюм.
Америка, приглашая Узбекистан в коалицию, принимали к учету, что у Узбекистана развит богатый опыт в ведении борьбы с радикальными экстремистами, в особенности с организацией «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), и абсолютно не рассчитывали на отказ Ташкента, с которым отношения после отзыва санкционных мер в 2012 году сложились как нельзя лучше. Соединенные Штаты Америки применяли территорию Узбекистана для переправки грузов в Афганистан. В Термезе располагается база НАТО, на которой размещаются военные Германии. В Ташкенте в прошедшем году была создана штаб-квартира Североатлантического альянса.
Категорический отказ для США.
Однако, Ислам Каримов ответил Соединенным Штатам Америки категорическим отказом. «Узбекистан никогда не станет присоединяться ни к каким военно-политическим блокам и не будет дислоцировать своих военнослужащих за рамками страны», – говорит президент Узбекистана на торжествах в честь Дня независимости государства. Каримов рассказал, что «только такую глубоко продуманную позицию, такую политику мы считаем действительной для себя, единственно правильной, и никогда не сойдем с данного направления». В перечне приоритетных задач Узбекистана лидер называет «укрепление взаимодействия с соседними и отдаленными государствами, установление взаимовыгодных связей, перспективное развитие сотрудничества на пути к объединяющим нас общим целям».
Одновременно с этим глава Таджикистана Эмомали Рахмон не стал комментировать предложение Вашингтона, выдвинутое Душанбе. «Это собственные игры Таджикистана в ходе его многовекторной внешней политики. Душанбе старается в максимальной степени устроить для себя торги», – рассказал средствам массовой информации руководитель Аналитического центра МГИМО Андрей Казанцев. Как он полагает, народу Соединенных Штатов в самой действительности необходимо взаимодействие в борьбе с разрастанием «Исламского государства», в том числе в Центральной Азии. Так как под угрозой обстановка в Афганистане, Узбекистан и Таджикистан, приближенные к Афганистану государства, способны оказать поддержку в борьбе с радикалами.
«Решение данного вопроса для администрации главы США довольно актуально. Так как глава Соединенных Штатов Америки и его администрация с самого начала обещали своему народу решить проблемный вопрос в Афганистане. И если такой проблемный вопрос обострится, а ИГ там крепко обоснуется, то это будет уроном по репутации главы США. Получится, что его политика с корня была ошибочной», – полагает Казанцев.
«Предложение Вашингтона для Узбекистана и Таджикистана об их участии в антитеррористической коалиции в отношении «Исламского государства – это полностью политическая конструкция, ближайшим смыслом которой считается втягивание среднеазиатских республик в более плотное военное и политическое сотрудничество с Соединенными Штатами Америки», – заключил специалист по Центральной Азии и Среднему Востоку Александр Князев.