Стареющей Европе нужно больше беженцев, поскольку если мигрантов интегрировать, когда-нибудь они станут обеспечивать европейских пенсионеров. Об этом сообщает российский медийщик и колумнист Bloomberg Леонид Бершидский.
Как сообщается автор, душераздирающие фото мертвого мальчика из Сирии, тело которого прибило к турецким берегам, стремительно стали превращаться в символ того, что в Европе называется «проблемой с мигрантами» или «кризисом беженцев». Правда, по мнению Бершидского, ребенок мог бы помочь решить проблемы континента, если бы ему разрешили добраться туда. В связи с этим эксперт считает истинным кризисом то, что многие европейцы этого не понимают.
По его словам, общеизвестным фактом является то, что Европа стареет. Так, в соответствии с прогнозами Евростата, соотношение людей возрастом старше 65 лет и суммарного количестве населения будет изменяться следующим образом. К 2050 году 28 процентов жителей Европы достигнут пенсионного возраста или же приблизятся к нему, поскольку к этому времени вопрос о том, как можно позволить себе содержать подобное количество пенсионеров, уже везде будет подниматься. В Германии, Португалии, Греции, Испании и Словакии процент потенциальных пенсионеров и вовсе будет достигать трети общего населения (сегодня он доходит до 20 процентов).
В соответствии с отчетом Европейской комиссии о старении, который был опубликован в 2015 году, коэффициент зависимости людей, которые уже достигли 65-летнего возраста, к возрастной экономически активной группе (15-64) к 2060 году будет увеличиваться от 27,8 до 50,1 процента. Это значит, что к тому времени на одного пенсионера будут приходиться только двое работающих людей вместо сегодняшних четырех. Старение населения ежегодно отбирает 0,2 процента у экономического роста стран Европы, однако пока оно еще не стало полноценным кризисом. Это произойдет после того, как пенсионная система будет финансово неподъемной – спустя долгое время после ухода со сцены нынешних политических лидеров.
Для сохранения нынешнего соотношения пенсионеров и общего числа населения Европе необходимо, чтобы в ближайшие десятилетия численность молодежи увеличивалась намного стремительнее, нежели сегодня.
Увеличение населения Евросоюза естественным путем таким образом, чтобы к 2020 году получить дополнительные 42 миллиона, не говоря уж о 257 миллионах к 2060 году, является невозможным, поскольку нельзя заставить население рожать больше детей. Единственным спасение для Европы от фискальной катастрофы является рост иммиграции. По этой причине Европа нуждалась в упомянутом сирийском мальчике так же, как она нуждается во всех тех, кто садится в ржавые микроавтобусы, направляющиеся в Берлин, Лиссабон и Мадрид, или в дырявые лодки до Лампедузы. По большей части, эти иммигранты являются молодыми людьми или детьми без родителей, которые, если интегрировать их, когда-то сумеют обеспечивать европейских пенсионеров.
Бороться нужно с ксенофобией, а не с иммигрантами.
Показатели экономической активности среди европейских иммигрантов зачастую бывают ниже, нежели среди тех, кто родился в странах Европы. Так, во Франции показатель работающих местных жителей составляет 78 процентов, а среди родившихся за пределами ЕС данный показатель достигает только 68,7 процента. Уровень активности находится в зависимости от целого ряда факторов, начиная сложностью изучения местного языка и заканчивая жесткостью трудового законодательства. В Италии, наоборот, работают 72 процента иммигрантов и только 67,1 процента местных. В то же время в целом по Европе эти показатели почти уравниваются – 76,6 процента местных и 73,5 процента иммигрантов.
Люди, у которых хватило решительности для того, чтобы проехать почти без денег и с малолетними детьми на руках полмира, станут цепляться за любой шанс на улучшение своей жизни. В связи с этим странам, которые стремятся к продуктивности, следует радоваться повышению конкуренции даже в том случае, если часть местных жителей недовольна этим.
Особенно сильные антииммигрантские настроения характерны для стран Восточной Европы. Однако одновременно с этим для некоторых из них старение является одной из наиболее серьезных угроз.
К примеру, в Словакии фиксируются одни из наиболее низких показателей соотношения людей пенсионного возраста к общей численности населения - 13,9 процента. Однако к 2050 году этот показатель увеличится до 31 процента. Венгрии также будет сложно справиться с содержанием пенсионеров после того, как их соотношение к общей численности населения достигнет 27,5 процента. В этих странах, которым до настоящего времени практически не приходилось сталкиваться с проблемой миграции, иррациональная ксенофобия обычно помогает безответственным политическим деятелям набирать популярность. Однако дети сегодняшних избирателей будут вынуждены платить гораздо более высокие налоги, а также получать меньшие пенсии в случае, если страны смогут оградить себя от иммигрантов.
До тех пор пока Европа не сможет выработать единый подход к вопросу увеличения притока иммигрантов, государства, которыми управляют самые умные политические деятели, в частности, Германия, будут забирать большую часть новоприбывших, поскольку для них это станет защитой от проблем в будущем.