Известия о предположительном присутствии российских военных в Сирии, прокомментировал Евгений Киселев. Он утверждает, что в Сирии войска России увязнут так же, как 36 лет назад советские военные увязли в Афганистане. Об этом стало известно журналистам раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
В публикации своего блога на сайте радиостанции «Эхо Москвы» украинский журналист Евгений Киселев дал оценку новой военной авантюре, затеянной Кремлем. Основанием считать информацию о российском военном присутствии в Сирии журналист называет телефонный разговор, состоявшийся в субботу между главами внешнеполитических ведомств России и США.
Киселев полагает, что вряд ли простые публикации в прессе являются достаточно веским основанием для звонка Керри, чтобы сообщить Лаврову о том, что присутствие российских военных в Сирии может стать причиной конфронтации между Москвой и силами антитеррористической коалиции во главе с США.
Очевидно, что звонок госсекретаря российскому министру состоялся лишь после того, как информация из прессы подтвердил с данными разведки. В невыгодном свете выставили руководство собственной страны военнослужащие, которые буквально каждый свой шаг освещают фотоснимками в соцсетях. Командировкой в Сирию российские военные также похвастались.
В этой ситуации представители российского правительства могут воспользоваться разработанной ранняя схемой – сказать о добровольцах, отправившихся в Сирию для спасения единоверцев (христиане в стране есть, многие из них православные). Вариант с увольнением, произошедшем за день до отправки на военно-морскую базу в порту Тартус, в этом случае будет неуместным. Нелегко будет объяснить Кремлю причину отправки военных, и в каких боевых действиях они принимают участие. Последние сообщения из Сирии свидетельствует о том, что правительственные войска, поддерживающие диктатора Асада, получили серьезное подкрепление и начали оттеснять силы оппозиции.
Зачем Кремлю еще одна авантюра?
А тем временем представители экспертной среды размышляют над тем, зачем российскому руководству понадобилась еще одна «гибридная» война. В числе возможных версий поддержка стоимости нефти за счет дестабилизации ситуации на Ближнем Востоке. Высказывается также предположение о том, что хозяин Кремля планирует предложить Западу обмен – услуги российских военных в борьбе против ИГИЛ взамен признания законности захвата Крыма и снятие санкций.
Судя по реакции на новости из Сирии со стороны Вашингтона, США и союзники по антитеррористической коалиции от непрошенного вмешательства России совсем не в восторге. Лидеры ведущих стран мира явно не собираются приравнивать между собой сирийскую оппозицию, которая ведет борьбу против Асада уже пятый год, и боевиков-исламистов.
Кремлевских стратегов востоковедами назвать вряд ли можно. В противном случае действия российского руководства выглядели бы совершенно по-другому. Популярность Асада в Сирии сейчас очень низкая, контроль над большей частью территории страны он потерял успешно. Асад принадлежит к меньшинству, шиитским алавитам, когда большинство населения страны является мусульманами-суннитами. Асад пользуется поддержкой лишь движения «Хезболла» в Ливане и шиитским Ираном, который и без того в большинстве стран региона воспринимается как главный враг, что объясняется и религиозной составляющей.
Советы «экспертов» по ближневосточной ситуации не отличались прозорливостью и в советские времена. Востоковеды в Стране Советов традиционно переоценивали силу арабов, противостоящих Израилю. Готовность Египта и других арабских государств принимать помощь из Москвы расценивалась, как намерение ориентироваться во внешней политике на Москву, а не на Вашингтон. Заключение Анваром Садатом дипломатических отношений с Израилем в Кремле восприняли очень болезненно.
Дважды Кремль пытался выручить из сложного положение Саддама Хуссейна – перед «Бурей в пустыне» и войной 2003 года. Наиболее красноречиво было когда «Единая Россия» устроила в центре Москвы митинг в поддержку народа Ирака в день падения Багдада. Во время проведения митинга бесконечно благодарные москвичам иракцы как раз валили статуи Саддама.
Сирийская армия такая же сильная как иракская или ливийская?
Сейчас российские пропагандисты рассказывают гражданам о том, что армия Сирии сильна, сирийские военные готовы дать отпор врагам. Эта риторика очень похожа на то, что россиянам уже приходилось слышать ранее. Только перед тем были слова о боеготовности армии Ирака, затем – Ливии. Концентрацию внимания российских пропагандистов на внешнеполитической теме можно легко понять.
Общеизвестно, что сталкивающиеся с внутренними проблемами авторитарные режимы ищут способы компенсировать неудачи победами на внешней арене. В российском случае маленькие и большие, победоносные по замыслу войны в конечном итоге оказываются внешнеполитическими катастрофами. Неожиданным финалом завершилась еще российско-японская война прошлого века, война в Крыму 2 века назад, события в Афганистане 36 лет назад, прошлогодние происшествия на Донбассе. Киселев предполагает, что теперь россиянам предстоит увязнуть в Сирии, что с большой долей вероятности для России станет аферой с летальным исходом.