Фильм российского кинорежиссера А. Германа «Трудно быть Богом» вышел в немецкий кинопрокат. Кинокритики Германии констатировали, что пережили шок с примесью удивления и восхищения. По их мнению, фильм однозначно относится к киношедеврам, которых давно не приходилось видеть. С отзывами критиков, собранными Deutsche Welle знакомит издание «Биржевой лидер».
Кинообозреватель С. Вестфаль констатирует, что такие фильмы, как «Трудно быть Богом», встречаются редко. Режиссер А. Герман пропустил через себя научно-фантастический роман писателей братьев Стругацких. Сам режиссер умер в 2013 году, но его работа вызывает уважение и почтение. В ней кроется нечто устрашающее и глубоко тревожное. Мрачный эскиз мироустройства состоит из угнетающих кадров, которые производят впечатление рожденного из ярости и отчаяния. Если разобраться, то это не фильм, какой обычно можно наблюдать в кинотеатре. Завещание Германа в кинопленке, над которым он работал тринадцать лет, завершенное его женой и сыном, как дикий вопль последнему сведению счетов с человеком, который может лишь убивать и разрушать.
Эстетика режиссера ориентируется на картины Босха и Брейгеля-старшего, работы Бэкона и гравюры Гойи. «На три часа зритель попадает в плен фильма и становится свидетелем происходящего, где человек подвластен исключительно своим архаичным инстинктам», - отметила Вестфаль.
Обозреватель М. Майнс отмечает, что если взглянуть на миры Достоевского, Пушкина или Тарковского, то можно представить, сколь «мрачна и меланхолична русская душа», и не советует ждать от этих мастеров «легкой пищи», поскольку они всегда задевают «вечные человеческие вопросы любви, войны, существования как такового». Это же относится и к фильму Германа. Майнс отмечает «захватывающий дух» в эпосе режиссера, а также многочисленные аллюзии на историю России от противостояния «белых» «красным» во времена революции и гражданской войны до репрессий, которые есть в нынешней России, где, по его мнению, Путин с сообщниками установили «волчий капитализм с подавлением свободомыслия».
Визуальный стиль картины Германа полифоничен, как и его содержание. В целом фильм, по словам обозревателя, описать нелегко - уж очень экстремально ощущение от ленты, в которой «присутствует целая Вселенная, созданная человеком и настолько бесчеловечная, что завораживает и вызывает отвращение».
Кинокритик Б. Бен представляет картину российского режиссера как «монохромный и грязный шедевр». При его просмотре, по ее словам, возникает ощущение, что мир состоит лишь из слякоти и хлама. Люди - грязные создания, они убивают по любому поводу, рвут на части и ослепляют, ненавистны по отношению друг к другу. Они одновременно вываливаются в грязи и мажут себя дерьмом. Как отметила Бен, этот фильм невозможно понять, но его можно прочувствовать. При этом она добавляет, что как бы ни труден был путь по топкой трясине, но временами в нем появляются чудесные мгновения, которые удивляют даже киноветеранов. Персонажи фильма ведут разговор со зрителем напрямую, даже иронизируют иногда над ним и не перестают показывать, что хорошо знают, что они находятся под наблюдением.
Кинофильм оставляет впечатление сырости и шероховатости, что прекрасно сочетается с его грязью. Там все выступает прямой противоположностью прекрасному, однако с первого взгляда становится очевидно, что над фильмом следует думать и пересматривать многократно. Истинное место картины в истории кино, как предположила кинокритик, вероятно, определится только по прошествии двадцати или тридцати лет. Это грандиозное завещание, оставленное Германом, – мрачное, дикое и загадочное.
Кинообозреватель Б. Молденхауэр написал для Spiegel, что наследие Германа в кинематографе составляет всего шесть фильмов, первый из которых вышел в кинотеатрах в 1968 году. Экранное действие в фильме «Трудно быть Богом» можно толковать как притчу о гибели общества, но это было бы чересчур просто. Кинолента не позволяет однозначно себя толковать. Герман продемонстрировал бескомпромиссность и художественное своенравие, которое достойно восхищения, это уже стало редкостью в современном кинематографе. Черно-белые кадры живут по собственным правилам, которые чужды тем, что стали нормой в обычном кино. Молденхауэр предлагает принять эти правила, тогда разрушительная лавина насилия, непристойности, грязи окажет тревожное гипнотическое воздействие. Фильм по праву может считаться одним из самых необычных, непростых и будоражащих кинособытий со времен выхода «Сталкера» Тарковского.
Мнение рядовых кинозрителей Германии представлено пользователем сайта moviepilot.de. В своем комментарии фильму он назвал работу Германа не только «кинособытием года», но и вообще. Фильм предназначен для восприятия всеми органами чувств, киноэкран редко источал столько вони. Идеальными условиями для просмотра кинофильма пользователь назвал проливной дождь, когда шагаешь в кинотеатр по лужам и по месиву грязи. Будто с другой планеты доставлены декорации, грим и костюмы. Разобраться с персонажами имеют больше шансов те, кто смог прочитать оригинальную вещь Стругацких. Те, кто во время фильмов ранее мечтали окунуться в их вымышленные миры, на этот раз могут почувствовать себя либо в раю, либо в аду. «Там бушует осенняя буря», - резюмирует зритель.