Эксперты, комментируя недавние события в Таджикистане, заявляют, что они не верят в официальную версию мятежа. Более детально о том, почему эксперты не верят в официальную версию мятежа в Таджикистане, узнавали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Издание "деловая столица" напоминает о событиях, произошедших в Таджикистане в ночь на 4 сентября, когда офицеры Министерства обороны и МВД, то ли действующие, то ли уволенные в запас, совершили сразу два вооруженных нападения на правоохранителей. Одно из нападений было совершено злоумышленниками в населенном пункте Вахдат, расположенном в 20 километрах от таджикской столицы Душанбе, второе нападение было совершено на подъезде к столичному аэропорту.
При этом злоумышленники, которых еще часто называют "мятежники", накануне совершенных ими нападений проникли на территорию расположенной неподалеку военной части, откуда они вынесли значительное количество, как стрелкового оружия, так и боеприпасов. Согласно официальной версии Душанбе, все, кто принимал участие в нападениях на правоохранителей, влились в силовые структуры по 30-процентной квоте, предоставляемой оппозиции.
С самого начала появилась версия, будто бы насилие было местью за смерть молодого таджика, которого жестоко избили правоохранители в Вахтаде только лишь за то, что парень носил бороду. Получается, что события в Таджикистане с самого начала были окрашены в политико-конфессиональные тона, тогда как на самом деле драма мятежа оказалась гораздо более глубокой, нежели банальный спонтанный всплеск.
Силовые ведомства страны заявили, что оба нападения на правоохранителей были организованы генерал-майором Абдулахимом Назарзодом, теперь уже бывшим заместителем руководителя Министерства обороны, он же являлся и непосредственным руководителем совершенных нападений. При этом акцент данных заявлений был сделан на том, что генерал-лейтенант являлся действующим членом ПИВТ – Партии исламского возрождения Таджикистана, а также бывшим сторонником ОТО – Объединенной таджикской оппозиции, влившийся в ряды ВС Таджикистана на основании подписанного в 1997 году мирного соглашения. Разумеется, после недавних событий Назарзода немедленно уволили с должности заместителя министра, заявив при этом, что он на протяжении длительного времени вводил своих коллег в заблуждение, и заочно обвинен по четырем статьям УК.
Генерал был осужден заочно, поскольку он сумел оторваться вместе с отрядом ДШБ Минобороны Таджикистана в составе 135 человек, и скрылся в направлении Ротминского ущелья, расположенного в 45 километрах от таджикской столицы. В течение недели силовикам все-таки удалось задержать несколько десятков связанных с ним офицеров.
Эксперты воспринимают происходящие в Таджикистане события с изрядной долей скептиса и удивления.
Между тем центральноазиатские эксперты воспринимают события, происходящие в Таджикистане с изрядной долей скептиса и удивления. Они полагают, что Назарзода был вполне лояльным к действующей власти военным чиновником, далеким от исламизма, и не имевшим никаких серьезных связей и влияния. В оппозиционной к руководству страны партии ПИВТ к нему относились как к ренегату, а власти до конца не доверяли. Боевые оппозиционеры считали замминистра жизнелюбом и конформистом, не проливавшим кровь, и "кушавшим в Москве "сникерсы".
Сегодня таджикское государственное телевидение клеймит генерала, вешая на него ярлык аморального олигарха, который жил одновременно с тремя семьями, однако это только лишь усиливает ощущение постановочного характера всего происходящего. Тем более, что президент страны Эмомали Рахмон уже четыре года как воюет с ПИВТ, поскольку рассматривает данную партию как препятствие на пути передачи власти собственному сыну при помощи всенародного референдума.
В конце августа таджикское Министерство юстиции объявило данную политическую силу вне закона, потребовав от лидеров ПИВТ прекратить политическую деятельность в течение 10 дней, и привязка к партии мятежников со стороны выглядит как зачистка электорального поля, причем зачистка довольно грубая.
Помимо этого, президент Таджикистана вовсе не изобретателен. Не так давно Назарзода ходил в фаворитах главы государства, а подобные спецоперации проводились против предшественников генерала в Раште - Мирзохуджи Ахмадова и Шоха Искандарова, однако им в конечном итоге все-таки удалось помириться с Рахмоном.
Судя по всему, начавшийся в России экономический кризис по принципу домино ударил по бюджету правящего в Таджикистане клана, который контролирует все самые прибыльные сферы экономики страны. Одновременно с этим серьезно снизился и объем валютных переводов, отправляемых на Родину трудовыми мигрантами. Дальнейшее усугубление данных проблем вполне могло обернуться социальным взрывом, поэтому президенту Таджикистана срочно понадобился какой-то зрелищный повод, для того, чтобы с размахом навести в стране порядок.
При этом не стоит забывать, что Вашингтон отправил Душанбе приглашение присоединиться к международной коалиции против "Исламского государства", а на 15 сентября в столице Таджикистана запланировано открытие саммита ОДКБ. Одновременно с этим Рахмон демонстрирует президенту РФ Путину свою лояльность, не забывая заявлять о желании присоединиться к ЕС – все это делается для получения от Москвы и от запада финансовой помощи.