Почему в России случилась вспышка острого антиамериканизма? В этом пыталась разобраться журналист New York Times Сабрина Таверниз, которая в 90-е годы несколько лет проработала в России и с тех внимательно следит за этой страной и ее жителями.
В целом Россию можно охарактеризовать как отвергнутого любовника, который и после разрыва отношений продолжает посылать гневные послания бывшей возлюбленной, считает С. Таверниз. Такое чувство озлобления к врагу привело нацистов к власти в Германии.
После распада СССР жизнь россиян сильно изменилась – они стали богаче, получили возможность свободно выезжать за границу. Однако менталитет россиян мало чем отличается от советского народа: они по-прежнему считают себя исключительным народом, которому Америка пытается вставить палки в колеса.
США, правда, дали немало поводов для такой нелюбви к себе – бомбардировками Сербии, вторжением в Ирак. Но тогда степень ненависти россиян к Америке была на несколько порядков ниже. Во многом это обусловлено тем, что антиамериканские настроения подогреваются государственной идеологией, считает журналист. Любые внутренние проблемы прокремлевские СМИ представляют как влияние со стороны Вашингтона, будь то обвал рубля или лишение пенсионеров бесплатного проезда в транспорте. Так как в России практически не осталось независимых масс медиа, россияне верят кремлевской пропаганде, что любые акции протеста в их стране инспирируются Госдепом. Руководитель Левада-центра Лев Гудков признался, что чувствует себя евреем в нацистской Германии, когда высказывается против аннексии Крыма.
Хотя присоединение Крыма, на самом деле, можно сравнить с «ограблением, которое окончилось случайным убийством», как определил один российский оппозиционный журналист, о чем пишет С. Таверниз. Однако, получив в ответ санкции, Кремль лишь распалил националистическую риторику. Не удивительно, что многие благополучные с точки зрения материального положения россияне эмигрируют с родины, благо, что паспорта других государств есть почти у каждого из них.