Затишье на фронте в Донбассе явно свидетельствует о том, что Кремль исчерпал предыдущую модель давления на Украину, считает российский политолог Лилия Шевцова.
Комментируя интернет-изданию Апостроф нынешнюю ситуацию на востоке Украины, Л. Шевцова отметила, что модель силового прессинга, которую применял Кремль против Украины в 2014-2015 гг., себя исчерпала. Поле для силового давления Москвы на Киев постоянно сужалось из-за стойкости украинской армии и влияния западных санкций. Кремль давно ищет вариант выхода из силового варианта, но при этом ему нужно, во-первых, сохранить лицо, а во-вторых, сохранить возможность дальнейшего влияния на украинские власти.
Сегодня Путин пытается переключить внимание Запада с Украины на глобальную антитеррористическую коалицию. Но выходить на трибуну ООН нужно в образце миротворца, поэтому явно конфронтационные методы, в том числе боевые действия в Донбассе, пока отложены.
Российский президент не готов вернуть Украине контроль над ее границей, потому что тогда сепаратисты останутся без подпитки из России – финансовой, военной, благодаря которой они только и существуют. Но даже если Путин захочет сдать ДНР и ЛНР Украине, захочет ли Украина принимать их на условиях Кремля?
Отказавшись от силового прессинга, Кремль не отказывается от возможностей давления на Киев. Сейчас у Путина прорабатывают метод давления через шантаж потенциальным насилием. Это нужно для того, чтобы сдерживать евроинтеграцию Украины, ведь частично своего Путин таки добился – НАТО отказало Киеву предоставить гарантии защиты суверенитета Украины.
Однако шантаж будет не единственным методом воздействия России на Украину и Запад. Путин продолжит давить на Киев экономическими рычагами, работой с украинскими элитами. Да и силовая дестабилизация остается в случае чего под рукой у хозяина Кремля. Так что речь идет лишь о смене тактики, но не стратегии Кремля в отношении Украины.