Владимир Путин поехал на саммит Организации договора коллективной безопасности в Душанбе. В ходе продолжающейся специальной операции по поимке мятежного таджикского генерала его участники проведут обсуждение на тему угрозы для региона.
В понедельник Владимир Путин направился в Душанбе, где осуществит переговоры с главой Таджикистана Эмомали Рахмоном, а во вторник будет участвовать в саммите Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Это стало известно корреспондентам раздела «Новости России» журнала для трейдеров и инвесторов «Биржевой лидер».
Мятежный сентябрь.
Лидеры шести государств-членов организации (Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Российской Федерации и Таджикистана) проведут встречу в Душанбе в напряженный период. В 150 километрах от столицы, в Рамитском ущелье, силовики не прекращают поиски мятежного генерала Абдухалима Назарзоды и его сторонников. Занимавший должность заместитель министра обороны Назарзода, когда-то — полевой командир Объединенной таджикской оппозиции, основал мятеж 4 сентября, захватив оружие и боевые припасы. С того времени в перестрелках в столице и в горах умерло 45 человек — 18 силовиков и 27 мятежников, а также свыше 70 вооруженных сторонников генерала.
Обстановка в государстве после мятежа Назарзоды и присоединения к «Исламскому государству» (организация запрещена в Российской Федерации и названа террористической) командира таджикского ОМОНа Гулмурода Халимова весной текущего года — напряженная, рассказывает специалист Центра Карнеги Алексей Малашенко. Опереться в данных условиях глава Рахмон способен, как он полагает, только на Российскую Федерацию: Китай не сомневается в том, что сотрудничество Душанбе с Пекином продолжится и при другом правительстве, а государства Запада его не поддержат.
Президент Российской Федерации единственный из президентов СНГ позвонил Рахмону сразу же после разгара мятежа, следует из информации, опубликованной на Интернет-странице главы Таджикистана. В разговоре по телефону президент Российской Федерации расценил последние события как проявление попытки дестабилизации обстановки в республике и заверил управление государства в поддержке со стороны Российской Федерации, передает содержание беседы пресс-служба Кремля. Тогда же они условились проведением отдельной встречи перед саммитом ОДКБ. На данной встрече они проведут обсуждение вопросов, имеющих связь с обстановкой в республике. Российская Федерация готова оказать Душанбе поддержку и политическую помощь, рассказал в пятницу средствам массовой информации помощник главы Российской Федерации Юрий Ушаков. Какой вид этой помощи, он не рассказал.
Рахмону в ответ на помощь потребуется определиться с членством государства в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и отказаться от «игры в многовекторность политики», полагает Малашенко. По сей день Рахмон не выказывал однозначное проявление интереса в присоединении его государства к задуманной в Кремле интеграционной структуре. В прошедшем году он рассказывал о требовательности в первую очередь изучить экономическую базу и правовые документы ЕАЭС.
Угроза экстремизма.
На саммите ОДКБ главы планируют рассмотреть более десятков вопросов, говорит пресс-секретарь организации Владимир Зайнетдинов. В их численности будет оценка внезапной проверки Коллективных сил оперативного реагирования, которая осуществлялась с 12 по 22 мая на территории Таджикистана, а также проблемы дальнейшего развития военной составляющей организации. Со слов Ушакова, первостепенное внимание будет отводиться активизации сепаратистских и экстремистских группировок.
В последний год главы центральноазиатских государств постоянно рассказывают об угрозе экстремизма. Если ранее ключевые угрозы, с их слов, исходили из Афганистана, то в настоящее время все большее внимание отводится «Исламскому государству». «Страшные средневековые злодеяния, которые происходят на Ближнем Востоке, к примеру, под знаменем так называемого «джихада», не имеют ничего общего со светлым образом ислама», — говорил Рахмон на саммите ОДКБ в декабре прошедшего года. «Применяя глобальную вербовочную сеть, в ряды («Исламского государства») вербуются молодые люди из различных мировых государств», — предупреждал глава Казахстана Нурсултан Назарбаев в процессе саммита мировых религий летом нынешнего года в Астане.
По официальной информации из центральноазиатских столиц, в «Исламском государстве» воюют более 300 граждан Таджикистана, 200 жителей Киргизии, близко 300 выходцев из Казахстана. Из Российской Федерации к «Исламскому государству» присоединились более тысячи граждан, рассказывал летом секретарь Совета безопасности Николай Патрушев. В исследовании польского Института международных проблем, что посвящался перспективам экспансии «Исламского государства» в государства Центральной Азии, приводятся данные о том, что в рядах сепаратистов насчитываются примерно 360 туркменов и свыше 500 выходцев из Узбекистана (Туркменистан и Узбекистан не входят в ОДКБ). О присоединении к «Исламскому государству» огласило и радикальное Исламское движение Узбекистана. количество примкнувших к исламистам выходцев из Центральной Азии уступает уровню как ближневосточных, так и европейских государств.