Российские власти продолжают предпринимать различные попытки приспособиться к существованию в условиях довольно жестких западных санкций. Результаты этих действий в разговоре с журналистами Deutsche Welle решил проанализировать известный и опытный экономист Сергей Алексашенко. Также профильный специалист решил выразить собственные предположения по поводу того, к чему в конечном итоге приведет процесс импортозамещения.
После того как ровно год назад Европейский союз принял уже второй по счету пакет секторальных санкций, российские компании практически полностью утратили возможность привлекать средства на европейских рынках капитала. Для спасения сложившейся опасной ситуации россияне вынуждены были резко изменить свой курс на Азию и Китай в частности. Для любого экономиста было понятно, что этот разворот на 180 градусов был на все сто процентов вынужденным, а различные пропагандистские заявления Кремля о том, что это стратегический спланированный ход выглядят слишком нелепо.
Несмотря на оптимизм, который постоянно распространяется в российском информационном пространстве, господин Алексашенко сразу же выражает уверенность в том, что попытка привлечения капитала из Китая в обязательном порядке завершится неудачей. В данном случае следует понимать, что на китайском пространстве установлены достаточно жесткие и серьезные валютные ограничения. Процедура экспорта капитала полностью находится под контролем государственных властей, которые не позволят обогащать Россию за свой счет.
Чисто теоретически российские компании смогут брать займы в юанях, но затем они утрачивают возможность конвертировать эти денежные средства в американские доллары. В то ж время все больше создается впечатление, что заявления кремлевских властей по поводу выгодного политико-экономического сотрудничества с Китайской Народной Республикой на самом деле являются ярко выраженной иллюзией или даже утопией. Ни в коем случае не стоит считать, что в Китае проживают исключительно альтруисты, у которых заветная мечта заключается в спасении российской экономике. Именно эту мысль различными завуалированными фразами Кремль пытается навязать своему народу. В реальности же Пекин беспокоится лишь о своих делах. Если китайцы согласились сотрудничать с Россией, то это значит лишь то, что они готовы получить из-за этого внушительную прибыль
В настоящий момент также очень сложно реально оценить уровень убытка, нанесенного Российской Федерации в результате действия западных санкций. Многие люди в первую очередь обращают внимание на низкую цену нефти и на девальвацию рубля, но для анализа ситуации необходимо изучать более глобальные проблемы агрессивного государства. Уже давно стало ясно, что на сегодняшний день Министерство финансов Российской Федерации именно из-за санкций абсолютно утратило возможность привлекать из-за рубежа денежные средства, которых было бы достаточно для покрытия внутреннего дефицита. При планировании федерального бюджета из-за этого возникают достаточно серьезные структурные проблемы. Изначально ситуация несколько спасалась из-за возможностей Резервного фонда, но его средства уже были исчерпаны. Автоматически в таком случае вводится режим экономии, который уже самым негативным образом сказывается на материальном положении гражданского населения.
Экономика может существовать под санкциями.
Изначально российская экономика столкнулась с достаточно резким ударом из-за санкций, который был слишком очевидным, чтобы верить в лживые заявления кремлевских пропагандистов о том, что ситуация якобы не изменилась. Постепенно любая экономика начинает приспосабливаться к таким условиям существования. Именно благодаря существенному режиму экономии и россияне сумели несколько приспособиться к такой сложной обстановке, но на перспективу теперь им рассчитывать не приходится.
При этом всем следует понимать, что более серьезные последствие должны будут проявиться в результате технологических санкций. Этот результат будет виден лишь спустя 5 лет. Если говорить об импортозамещении, то эта процедура является оправданной тогда, когда существуют альтернативные высококачественные товары собственного производства. В результате на полках супермаркетов оказались не качественные европейские сыры, а некие российские аналоги, которые абсолютно ничего не содержат в себе животного. Именно поэтому данный подход к решению проблем в случае с Россией является ошибочным.
Вновь импортозамещение выглядит перспективно лишь с точки зрения теории, ведь Советский союз на самом деле только этим и занимался на протяжении 70 лет. До поры до времени отечественным производителям удавалось спасать ситуацию, но затем все-таки наступил полный коллапс экономической отрасли и резкое падение качества гражданского существования. Если бы Россия на самом деле могла бы самостоятельно производить конкурентоспособный высококачественный продукт, который мог быть лучше европейских аналогов, то они уже бы давно были побеждены на внутреннем пространстве. Отсутствие собственных возможностей как раз и вынуждало россиян годами кормить народ импортной продукцией.