По словам израильского раввина и политолога Авраама Шмулевича, в Украине олигархи появились по примеру Российской Федерации. Более детально мнение израильского политолога о появлении в Украине олигархов изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Авраам Шмулевич в интервью изданию "Фокус" заявил, что в Украине олигархи появились по примеру Российской Федерации. Стоит отметить, что в настоящее время олигарх является сугубо российским феноменом, поскольку в Украине нет олигархов в российском смысле: олигархи двух стран отличаются друг от друга из-за различных типов политических систем. Объясняя, в чем именно отличия, политолог напомнил о таком понятии в политологии, как "ресурсное проклятие", которое иногда еще называют "нефтяным проклятием". Это когда есть один источник получения сверхдохода, связанный, как правило, с природной средой. К Украине данное определение применять нельзя, поскольку в этой стране нет залежей газа и нефти в количестве, достаточном для получения сверхприбылей.
Наличие "нефтяного проклятия" становиться причиной гибели всей остальной экономической деятельности в стране, поскольку она становиться малоприбыльной по сравнению с доходами, получаемыми от продажи энергоресурсов. В большинстве случаев ее контролирует одна, довольно немногочисленная группа людей, и это все мы видим в настоящее время в таких странах, как, например, Российская Федерация или Ангола.
Большинство людей, населяющих территорию той или иной страны, при наличии "нефтяного проклятия" становятся правящей элите фактически не нужными, поскольку для ресурсной экономики они не имеют особого значения в качестве производителей или потребителей. В этой связи получается, что о людях можно просто не заботиться, можно попирать их законные права, а в стране формируется диктаторский режим, эксплуатирующий ее богатства. Это как раз то, что происходит сейчас в России.
Политолог отметил, что он вводит еще одно понятие, которое как раз и определяет ситуацию в Украине – "транзитное проклятие". Это ситуация, когда в стране существует не связанный ни с каким производством источник получения сверхприбыли. Однако это не один источник богатства, как, например, нефть, – это сразу несколько транзитных потоков: контрабанда, энергетика или "труба". Экономика страны при наличии такой системы зависит в первую очередь от внешних факторов, зависит от "больших" экономик и от их динамики. В данном случае формируется сразу несколько центров власти, которые за контроль над транзитом ведут между собой жесткую конкурентную борьбу. Однако транзитный поток не один – их несколько, и при этом все они разные, поэтому ни у одного из центров нет достаточного количества сил, чтобы уничтожить остальные центры.
В России олигархат уникальный – политолог.
Шмулевич объяснил, что олигархат, который в настоящее время существует в Российской Федерации, является уникальным, поскольку нигде больше ничего подобного нет, и даже в соседней Украине олигархи совсем другие. Во-первых, российский олигархат является автономным: у него нет никакой истории, и мало кто достоверно знает, почему миллиардером стал именно этот бизнесмен. По сути, в России олигархом можно назначить любого, тогда как у большей части состоятельных людей в Соединенных Штатах, европейских странах и даже в Украине путь к нажитому ими состоянию является относительно прозрачным.
Еще один момент – во всем мире большие деньги связаны со средой их обитания и с обществом, но на Россию это правило не распространяется: в этой стране есть институты, живущие параллельно с большими деньгами, такие, например, как спорт. Взять, к примеру, лондонский футбольный клуб "Челси", владельцем которого является российский олигарх Роман Абрамович. Если он куда-то исчезнет, то за право вложить свои деньги в этот клуб выстроится очередь из бизнесменов со всего мира. В РФ же ситуация совершенно иная – когда у владельца "Анжи" упали его прежние сверхдоходы, то исчез и этот футбольный клуб.
В Украине нет олигархов российского типа – здесь есть "нувориши", характерные для стран "третьего мира". В России просто невозможно представить себе ситуацию, что в случае начала военных действий обороной какого-то города вдруг прилетят руководить Абрамович или Прохоров: они просто убегут при первой удобной возможности. Тогда как в Украине Игорь Коломойский вернулся в Днепропетровск из Швейцарии. Характер денег у всех украинских олигархов такой, что они являются частью общества. Тарута и Ахметов находились в Донецке фактически до последнего, однако в итоге все-таки перебрались в Киев. Перебрались именно в украинскую столицу, а не на Багамские острова, и это о чем-то все же говорит. Как раз это и отличает украинских олигархов от российских.
Экономика современной Украины является экономикой, типичной для стран Латинской Америки позапрошлого столетия. Здесь нет судов, слабый закон, а все можно купить или продать. Украинские олигархи являются частью данной системы, однако за счет наличия "транзитного проклятия" победителя в ведущихся ими междоусобных войнах быть не может. Именно поэтому и присутствует конкуренция, или как минимум ее иллюзия, и в политике, и в медиапространстве.