Включение Киевом российских авиакомпаний в санкционный список оценил Константин Боровой. Он считает, что со стороны украинского руководства этот шаг можно считать свидетельством серьезных намерений. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Апостроф».
В рамках своей публикации для украинского издания российский оппозиционный политик, председатель партии «Западный выбор», предприниматель Константин Боровой охарактеризовал последние изменения в украинско-российских отношениях. Расширение украинской стороной санкционного списка, включение в перечень компаний, в отношении которых действуют ограничения, российских авиаперевозчиков, эксперт называет шагом серьезным.
По мнению политика, ситуация дает основания констатировать изменение характера украинской политики в отношении страны-агрессора. Боровой отмечает, что внесение дополнений в имеющийся список подсанкционных российских компаний вполне можно считать серьезными, реальными действиями. Примечательно, что расширению списка санкций политик дает позитивную оценку.
Не менее важно и то, что даже при отсутствии ощутимого эффекта от санкций для авиаперевозчиков из России введение ограничений Киевом является шагом достойным. Очевидно также, что решение украинского руководства будет обсуждаться не только в Киеве и Москве, международное сообщество также отреагирует.
Весьма вероятно, что вслед за Украиной аналогичные меры по отношению к российским авиакомпаниям пожелают применить руководства других стран. Очевидно, что Малайзия и Нидерланды (государства, понесшие самые существенные убытки от катастрофы Боинга в июле прошлого года) будут в числе первых, кто выступит за поддержание украинских ограничительных мер. Боровой предполагает, что опасения, присутствующие в Москве в связи с украинскими санкциями, связаны именно с перспективой расширения санкций другими государствами.
Отмена полетов российских авиакомпаний в Киев и другие украинские города, для Москвы представляет собой не столь большую потерю, с этим решением украинского руководства в Кремле, в принципе, могут смириться. Намного хуже то, что эту ограничительную меру могут поддержать другие страны. Это обстоятельство уже является для Москвы причиной для серьезного волнения.
Дополнительным негативным моментом для Москвы во введении украинским правительством санкций против предприятий гражданской авиации санкций является рост расходов на авиаперелеты. Известно, что ранее часть украинской территории самолеты облетали (пример малайзийского Боинга оказался показательным), после введения санкций расходы на топливо для самолетов однозначно возрастут.
Существенные имиджевые потери для России.
Политик отмечает, что кроме финансовой стороны вопроса, выраженной в увеличении стоимости полетов, не менее важен и имиджевый урон, который вынуждена нести российская сторона. Вполне ожидаемо в ответ на решение Киева Москва пригрозила ответными мерами. В этом случае принципиальную важность имеет оценка решения о введении ограничений для официального Киева.
Напомнил российский политик о решении, принятом в свое время «железной леди» Маргарет Тэтчер. При возникновении в 1892 году проблемы с Фолклендскими островами (активный захват территории аргентинцами) Тэтчер определила характер проблемы для британского руководства. Она заявила, что проблема заключается не в территориях или населении, в первую очередь речь идет о принципе.
Сейчас ни для кого не является секретом, что Россия ведет в отношении Украины агрессивную войну. Делать вид, что ничего необычного не происходит, и войны никакой нет, может только человек, непосредственно заинтересованный в торговле с Россией и получении прибыли от военных действий. В то же время, слишком патриотичным подобный подход к ситуации назвать нельзя.
Восприятие патриотизма для каждого является показателем индивидуальным, но со стороны поведение украинских политиков выглядит несколько странно. Создается впечатление, будто Киев с оккупацией смирился, предпочитает ничего не делать, не оказывать какое-либо сопротивление. Несколько изменили ситуацию недавние решительные меры, принятые Киевом.
Любые санкции наносят вред государству, в отношении которого применяются. Даже европейцы, вводя ограничительные меры, отмечали, что речь шла о потерях, объем которых составляет несколько процентов ВВП. По сути, объем потерь не критичен, но все же это урон для экономики подсанкционного государства.
Обращает внимание Боровой также на то, что лидеры западных государств упрекали украинское руководство в бездействии. Европейские страны ввели санкции, несут убытки, а Киев не делает почти ничего. Примечательно, что в этом контексте одной из первых упоминалась также Липецкая фабрика президента.
Список санкций, по утверждению Борового, явно неполный. Человек, который занимался составлением списка, сделал все не слишком аккуратно. В результате вместо серьезного списка на выходе получилось какое-то народное творчество, серьезного подхода не наблюдается. Тем не менее Боровой уверен, что со временем этот недостаток удастся ликвидировать.