Наращивание российского военного присутствия в Сирии и реакция на него со стороны Вашингтона является показательной. Недавние события вызывают сомнения в адекватности внешней доктрины Белого дома и ее соответствия реалиям современности. Об этом стало известно журналистам раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер».
В последнее время численность контингента российских войск на территории Сирии возрастает довольно стремительно. Реакция на российскую активность, которую демонстрирует американское руководство, в очередной раз заставляет экспертную среду засомневаться в том, что внешняя доктрина Вашингтона адекватна и отвечает запросам, актуальным на международной арене в данное время.
С высокой долей вероятности можно сказать, что в этой ситуации немаловажную роль имеет фактор личности в истории. Очевидно, что Владимир Путин получает откровенное удовольствие от политики, реализуемой Москвой. При этом в Кремле явно игнорируют влияние внешней политики на экономические показатели.
По совершенно иному принципу действует Барак Обама. В завершение своего второго срока президентства, он явно не испытывает удовольствие от решения глобальных вопросов, если они напрямую не связаны проблемой «парникового эффекта» или к одному из двух глобальных торговых соглашений.
Примечательно то, что в ближневосточном и восточноевропейском регионе политическую ситуацию никоим образом нельзя назвать простой. Проблемы этих регионов видимого решения не имеют, влияние может оказать только фактор гегемонической стабильности. В то же время, если вынести за скобки события «арабской весны», можно с уверенностью сказать, что Обама выполнил (или близок к выполнению в полной мере) внешнеполитическую программу, с которой пришел в Белый дом в 2008 году.
Американского военного присутствия в Ираке по сути не осталось. Привлечение войск США и Североатлантического альянса к урегулированию ситуации в Афганистане сведено к минимальным показателям. В Вашингтоне уверены, что Палестина должна стать независимым государством, даже вопреки Израилю, традиционному союзнику США. Кроме того, наблюдается активная эмансипация американцами Ирана, что с интересами союзников-саудитов не совпадает.
О дальнейшем расширении границ Североатлантического альянса в восточном направлении. Можно с уверенностью говорить, что все элементы укладываются в некую схему, объединяет их своеобразное миролюбивое настроение. И только антитеррористическая коалиция, направленная против ИГИЛ и антироссийские санкции в эту схему вписываются слабо. Несмотря на несоответствие, фундаментальными принципами США и цивилизованных стран решения Вашингтона легко объяснить.
Миролюбивой концепции санкции и коалиция также соответствуют.
С точки зрения фундаментальных ценностей государства, где «демократия» является не декларативной, участие США в антитеррористической коалиции и оказании влияния на Россию легко объяснить. В конце «нулевых» американский истеблишмент воспринял критику внешней политики Буша-младшего со всей возможной серьезностью. Катализатором в данном случае стало то, что результатом глобального похода неоконсерваторов стал чрезмерный рост «имперского напряжения».
По причине событий внешнеполитического характера потеряла часть устойчивости национальные интересы США, экономика страны рухнула. Для выхода из создавшейся ситуации идеологи Белого дома определили приоритетной иную стратегию. Акценты были сделаны на «мирное сосуществование» со странами мира, приоритетом стала разработанная Амитаем Этциони из Университета Беркли «политика разжатый кулаков». Основной акцент внешнеполитической деятельности сделан на торговлю, лидерские позиции достигались за счет активизации инновационной деятельности в технологиях.
Если оценивать президентство Обамы с точки зрения критериев, использование которых характерно для среды левых либералов, теперешнего президента можно назвать вполне успешным лидером. После шока 2007-2008 годов экономика США не только смогла восстановиться, но и демонстрировала темпы роста, о которых большинство развитых стран могло только мечтать.
Революция в энергетической отрасли роль экспортеров сырья на международной арене резко снизила. В настоящее время доминирующая позиция Америки в промышленной сфере не вызывает сомнений ни у кого. В сравнение с периодом, когда страной руководил Джордж Буш-младший, вооруженные силы США понесли минимальные потери даже с учетом участия американских военных в ближневосточном и восточно-европейском конфликтах.
За время президентства Барака Обама честно пытался реализовать идеалистическое представление, которые бытовало в обществе относительно внешней политики. Приоритетным инструментом в этом представлении являются так называемые «договорняки». Очевидно, что деятельность Обамы в этом направлении имела успех – в качестве «мирового жандарма» Вашингтон представляют только российские пропагандисты, боевики ИГИЛ и некоторые маргиналы из европейского политикума.
С другой стороны, политика умиротворения агрессора и избежания конфликтов, реализуемая Вашингтоном, в значительной степени ослабила позиции системы международных отношений, что представляет собой угрозу для США, как центра этой системы. Сейчас экспертная среда во всем мире ожидает полномасштабного возвращения США на мировую арену. Вероятнее всего, произойдет это после смены хозяина Белого дома.