Языковой вопрос остается по-прежнему остается актуальным для некоторых постсоветских республик, в том числе и для Беларуси. Экс-президент Латвии Гунтис Улманис считает, что не двух государственных языков быть не должно. Об этом он рассказал в интервью белорусскому «Радио Свобода», передает издание «Биржевой лидер».
Улманис стал первым президентом Латвии в 1993-м и был переизбран в 1996 году. В том году давая интервью белорусской газете «Свободные новости» он говорил, что воспринимает Беларусь как развивающуюся с некоторыми проблемами демократию. Однако позднее США дали политическое убежище двум лидерам «Белорусского Народного Фронта» и Улманис изменил свое отношение к происходящему в Беларуси. Правление Лукашенко в этой стране продолжается двадцать лет. Является ли он самостоятельным политиком или, несмотря на разнообразную риторику, остается зависимым от Москвы? Улманис полагает что оценку Лукашенко как политику должен давать народ и время. Всем хотелось бы, чтобы Беларусь стала настоящей частью Европы, хотя она остается географически неотъемлемой ее частью. Однако по методам руководства и уважению демократических принципов Улманису хотелось бы, чтобы Беларусь была в компании стран Балтии.
На уровне народа у Беларуси и Латвии никогда проблем никаких не было, как не будет споров, и ненависти. Белорусы проживают в Латвии, и никогда, по словам Улманиса, он не слышал, чтобы они плохо отзывались о своей жизни. Белорусский народ избрал Лукашенко и это его выбор. Но также, по мнению политика, молодому поколению следует обдумывать, каким станет дальнейший путь, какое образование им нужно, какой они хотят жизнь в своей стране. От людей старших поколений сложно требовать и переламывать их мнение о государстве, вряд ли они могут и хотят что-то менять. А вот молодому и среднему поколению необходимо задать себе вопрос – та ли это страна, в которой хочется жить, или что-то в ней следует поменять? При этом Улманис отмечает, что не является сторонником вмешательства в смену системы в отдельном государстве снаружи. Опыт десятилетий показывает, что внешние факторы, как правило, губительно воздействуют. В этой связи он желает белорусскому народу укрепления страны, ее процветания и развития, чтобы они любили и себя и других. Он уверен, что свой путь народ найдет.
При этом он выделяет один вопрос, который всегда будет исключительно важным - взаимоотношения с Россией и ее народом. В этом вопросе есть проблемы у латышей, а у Беларуси очень тесна связь с Россией. Говоря о будущем этих взаимоотношений, Улманис предупреждает белорусов, что необходимо учиться на опыте Восточной Украины и Крыма. Нельзя позволять себе близорукость и наивность, нужно смотреть и думать, куда и как идти.
В Беларуси с 1995 года, когда прошел спорный референдум, русский язык получил статус второго государственного, и за следующие годы белорусский язык был вытеснен. Возможен ли оптимальный баланс между поддержкой национального языка и уважением к иным языкам? Улманис считает, что по данному вопросу должна быть не деликатность, а характер. Никакого двуязычия, только одна страна и один язык. На бытовом уровне или в семье - вопросов нет. В некоторых странах три-четыре языка является нормальным явлением, каждый житель может владеть ими и общаться на них. Но национальный язык такое же святое, как гимн или флаг, или как герб. Должен быть один закон - в первую очередь один язык, а затем под это строится и делается все остальное. Бывший латышский лидер признается, что для него нет ничего более святого, чем родной язык. По его словам, иногда бывает кажется, что это мелочь для повседневной жизни, но он часто обижается на своих латышских друзей, на нацию в целом за покладистость. Встречаясь с русским человеком, сразу переходят на русский язык. Очень часто свой язык остается, так сказать, позади. Поэтому его советом в быту стало бы то, что свой язык, не только в законах, необходимо уважать - в повседневной жизни, при встречах с людьми. Это должно принести результат и вечную жизнь для своего языка. Тот же белорусский язык - очень красив и заслужил, чтобы на нем говорили шире, больше и глубже.
По словам Улманиса, оппоненты власти очень жестко ставят вопрос двуязычной системы. Но такой системы не будет. В быту она на самом деле есть, но ее не может быть в законодательном порядке, поскольку характер и огромная энергия русского языка поглотят латышский язык в короткое время. Переживая за латышскую речь, экс-президент отмечает, что в Европе часто считают, что это не проблема, если в стране проживает несколько национальностей, то есть можно делать несколько государственных языков. Но это только кажется, что так все просто и элементарно, однако агрессивность одного языка по отношению к другому очевидна. Дело не в том, что люди не могут разговаривать друг с другом на разных языках, просто латышскому языку нельзя кануть в лету. Он существовал, возможно, тысячи лет, не было государственности, но он выжил. Этот язык очень самобытный, но его нужно защищать всеми силами и это, в том числе, должны понять российские друзья. Язык необходимо защищать независимо от его древности, потому что это вечное и святое, что есть у каждого человека. Любой человек и любое государство должны защищать свой язык как свой герб, как флаг и как свой гимн.
Двух государственных языков быть не должно – экс-президент Латвии
Автор: Денис Мягкий
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.