Нынешний немецкий канцлер А. Меркель призвала к немедленному реформированию Совбеза ООН, который, как отметила известный политик, должен отражать сегодняшние реалии. Такое заявление, как пишет «Московский Комсомолец» она сделала после встречи со своими коллегами из Индии, Бразилии, а также Японии на Генассамблее ООН.
«Нам необходим новый метод работы для того, чтобы решить все основные проблемы, – заявила г-жа Меркель. – Это делает масштабную реформу Совбеза ООН остро необходимой, реформу, которая должным образом отразит реальную власть в целом мире лучше, чем сейчас».
Чем реформа Совбеза ООН грозит России?
ФРГ и Япония, которых считают одними из основных спонсоров ООН, достаточно давно выступают за масштабные изменение структуры самого мощного органа данного объединения и настоятельно призывают, чтобы их включили непосредственно в список постоянных членов СБ, куда пока входят лишь пять стран – Великобритания, Франция, КНР, США и РФ. Эти 5 государств имеют возможность блокировать все шаги и инициативы со стороны Совбеза, обладающего возможностями издавать обязательные в юридическом плане резолюции, в том числе и именно те, которые относятся к санкциям или международным военным операциям.
Представители Франции уже выступили с инициативой существенно ограничить право вето именно в том случае, если идет речь о массовых посягательствах на жизнь людей. По словам французского посла в РФ Ж.-М. Рипера, это будет исключительно добровольное согласие 5 членов Совбеза о неиспользовании современного запретительного права, если есть острая необходимость пресечь масштабные преступления в каком-либо государстве. В то же самое время у проекта имеются оговорки: положение об официальном запрете вето применяться не будет в том случае, если напрямую окажутся задеты важнейшие интересы 1-го из пяти членов СБ.
«Реформировать ООН, и в первую очередь реформировать полномочия действующего Совета безопасности – невероятно сложно, если не сказать вообще невозможно», – заявил в интервью СМИ преподаватель кафедры Европейского права МГИМО Н. Топорнин. Для этого, по крайней мере, заново нужно переписать весь устав ООН, в котором более чем четко зафиксированы компетенции и права Совбеза. Мало того, что сейчас в нем есть 5 стран, которые обладают правом собственного вето и по сути могут торпедировать каждую инициативу, нужно добиться еще и понимания того, как именно реформировать Совбез.
Есть множество разных идей, и все они пребывают в процессе обсуждения. Некоторые из государств, главным образом те, которые не включены в список постоянных членов Совбеза, являются заинтересованными в том, чтобы там оказаться. Но чтобы эти инициативы получили по-настоящему осязаемое значение, важно, чтобы постоянные члены СБ согласовали этот вопрос между собой, говорит эксперт. Он заявляет, что в нынешних условиях слишком маловероятно, что подобное согласие достигнуто все же будет, как сообщают специалисты издания «Биржевой лидер».
С одной стороны, право вето – негативное право, но вот с другой стороны оно позволяет, по мнению Топорнина, сохранять баланс интересов. Согласно статистике лишь Франция 15 или 20 лет последних право вето вообще не применяет. Другие страны им достаточно активно пользуются.
В свою очередь, в разговоре со СМИ замгендиректора известного Центра политических технологий А. Макаркин отметил, что на сегодняшний день отмена данного права не выгодна российской стороне в связи с крымским вопросом. РФ может в итоге оказаться в определенно уязвимом положении. Даже если бы само право вето отменено было в том формате, который ныне предлагает Франция, Россия все равно могла бы наложить собственное вето, заявив, например, что в данном случае не было никаких нарушений прав и свобод человека.
«Здесь бы начались острые споры по причине того – были или нет, было бы сложнее. Самые большие страны – в данном случае Штаты и Россия - на всякий случай это право за собой хотели бы сохранить. Причем, весьма желательно, чтобы не было абсолютно никаких ограничений, как французские. Второе – чтобы не было никакого прецедента, что это право явно ущемляется. Стоит лишь создать прецедент, как сразу же возникнет желание что-то полностью изменить, а потом и еще, и в результате от этого права ничего совсем не останется. Может возникнуть ситуация, что из членов Совбеза ООН кто-то как раз применит вето. Я уверен, что на словах много кто может быть «за», но когда уже будет идти речь о реализации, то данную идею постараются или замотать, или заветировать», - говорит Макаркин.
Он добавляет, что если говорить о самой идее расширить суммарное количество постоянных членов СБ, то Германию и Японию здесь поддерживают Индия и Бразилия. Эта группа государств образует «четверку». По мнению многих российских экспертов, эта инициатива обречена также на провал. «Шансы на ее последующую реализацию очень слабые, – поясняет А. Макаркин. – Я так думаю, вряд ли это все будет все-таки принято. Постоянные члены СБ не хотят расширения численности, ведь это размывает их особенный статус. Это рассматривать нужно во взаимосвязи с самим правом вето. Если станет много членов Совбеза, то и смысл данного права вето уменьшается, так как увеличивается число игроков, которые имеют такой статус».