Сирийские события не покидают заголовки мировых новостей. Десятки тысяч беженцев не останавливают опасности путешествия в сторону Европы, а в это время западные лидеры проявляют нерешительность в попытках остановить развитие конфликта, жертвами которого уже стали 250 тысяч человек, а еще 11 миллионов лишились своих жилищ. «Эксперт из Центра Брукингса в Дохе Ч. Листер в своем материале для «Би-би-си» обращает внимание, что западные правительства непозволительно мало пытаются противодействовать политике сирийского президента Башара Асада, все более смещая акцент на противодействие влиянию «Исламского государства» в этой стране», - передает издание «Биржевой лидер».
Провальная политика Запада в Сирии привела к тому, что там Россия приступает к наступательной военной операции, уже второй за полтора года вне своих территориальных границ. За три последние недели из России в Сирию было переправлено 42 единицы военных летательных аппаратов, десятки танков, а также системы ПВО и 2 тысячи военнослужащих. Москва говорит о том, что российские войска находятся в Сирии лишь для борьбы с «Исламским государством», однако такие заявления следует воспринимать скептически.
Известно, что российское правительство воспринимает всю сирийскую оппозицию исключительно как исламских радикалов, представляющих угрозу безопасности в мире. Сложно не согласиться, что такие организации, как «Аль-Каида» и «Исламское государство», как и прочие группировки того же толка, остаются влиятельными игроками на сирийской территории, однако и утверждения Москвы стоит относить к огульным и явно не соответствующим действительности.
Вместе с тем вмешательство России в сирийский конфликт было бы невозможным, если бы не тамошняя провальная политика Штатов. В июле группа повстанцев, получивших обучение и вооружение от американцев, оказалась похищенной и частично убитой террористами «Аль-Каиды», а несколько дней назад еще одна группа сдала боевикам часть своего транспорта и боеприпасов. Американцы и их партнеры в Европе оказались абсолютно оторваны от местных реалий, что очень опасно. Все одержимы ИГ, в то время как другие проблемы, раскалывающие страну, игнорируются или неправильно трактуются. Вот и недавно это было подчеркнуто совместным заявлением американцев и европейцев, где было отмечено, что быстрый уход в отставку Асада может не являться основным условием по урегулированию кризиса в Сирии.
Возможно, многие не заметили в этом заявлении отсутствие логики, однако тем самым игнорируется факт, что свыше сотни тысяч сирийцев сражаются с оружием в руках против правящего режима и поклялись проявить в этом деле настойчивость до конца. На фоне увлечения геополитическими играми, очевидно, был проигнорирован факт, что Асад не может и не должен рассматриваться как меньшее зло, чем ИГ.
С тех пор как в Сирии вспыхнула революция против правящего режима, Асад и его сподвижники способствовали расцвету джихадизма. Им оказывалась помощь, их подстрекали и манипулировали ими в интересах Дамаска – такова старая практика семьи Асадов, еще с 1990-х годов. В 2011 году на свободу были выпущены из заключения «алькаидовцы», Асад также способствовал зарождению в своей стране широкого исламистского движения, в состав которого вошли организации, близкие к «Аль-Каиде». Потом Асад решил не атаковать позиции ИГ, чем позволил группировке стать крепче и превратиться, как они считают, в международное движение «Халифат».
Параллельно этому правительство приступило к проведению последовательной политики преднамеренного уничтожения мирного населения путем авианалетов, применения баллистических ракет, бочек с взрывчаткой, а затем и химического оружия. Была введена практика массовых пыток заключенных, а беззащитных граждан на свободе подвергали средневековым наказаниям в виде длительных осад многих городов. Такая «защита» собственного народа грубо нарушала резолюции Совбеза ООН. Некоторые источники утверждают, что под ответственностью Асада 95 процентов всех жертв среди мирного населения (более 100 тысяч с 2011 года).
Стоит признать, что ИГ в Сирии - могущественный противник, и необходимо с ним бороться, однако нет опасности, что боевики в скором времени перейдут к наступлению на Дамаск. «Аль-Каида» представляет собой в перспективе еще большую угрозу, чем ИГ, но, в конце концов, главной причиной кризиса в Сирии является Асад и его режим.
Как бы там ни было, но мировое сообщество продолжает нести на себе моральную и политическую ответственность за будущее Сирии, необходимо найти вариант возвращения устойчивого мира. Но для этого необходимо наладить сотрудничество с сирийцами на разных уровнях, в том числе с вооруженной оппозицией. Существует мнение, что оппозиционные силы расколоты, однако это не так, они в последнее время много занимаются выработкой единой политической программы. Различные группы имеют в своем составе исключительно сирийцев, цели которых касаются только территорий государства, что нельзя сказать про ИГ или «Аль-Каиду».
Опасаясь оказаться вне участия в обсуждении будущего своей страны, самые крупные группы оппозиционных сил ведут между собой переговоры о создании единого политического органа. Однако западные правительства игнорируют вооруженную оппозицию, что потенциально представляет опасность. Многие считают возможным согласиться с требованиями России и Ирана оставить при власти Асада, потому что в сложившейся ситуации это наиболее разумно. Однако Листер считает, что такое решение только ожесточит конфликт и, кроме того ,сыграет на руку джихадистам, которые с готовностью покажут миру свои способности.