В эти дни в Нью-Йорке проходит важнейшее мероприятие - сессия Генассамблеи ООН. В рамках этого мероприятия продолжается саммит глав государств и правительств, где обсуждаются наиактуальнейшие вопросы глобальной политики: проблема беженцев в Европе, сирийский кризис и война в Украине. «Александр Мельник, ученый и профессор геополитики, преподаватель школы бизнеса ICN из Франции рассказал информагентству «Укринформ» о причинах современных кризисов и в том числе обозначил путь Украины в современном мире в условиях противостояния с Россией», - передает издание «Биржевой лидер».
В Украине теперь есть единая нация.
Год назад Мельник скептически оценил идею организации «нормандского формата», настаивая на его несостоятельности. Сейчас его мнение, по сути, осталось неизменным – этот формат остается путинским пиар-проектом. И в нем российский президент выигрывает. Европа согласилась с данной моделью, чтобы не стало хуже для отчета перед своими избирателями. Однако Минские договоренности так и не решили ни одной проблемы. Худшего, действительно, удалось избежать, но урегулировать ничего не получилось. Конфликт затянется на годы, пока не возникнут новые радикальные решения, которые появятся, исходя из создания новой ситуации.
Как быть Украине? Необходимо проведение демократических выборов на Донбассе с участием иностранных институтов и наблюдателей, при участии настоящей оппозицией. Нужно показать региону, что благодаря демократии, поддержке мира можно создать лучшие условия для людей. Так было в разделенной на две части Германии. За короткий послевоенный период у граждан получилось создать высокоразвитую и процветающую страну. Украинцам, как созидающей нации, необходимо проявить реальные качества и показать их Европе и всему миру. Бороться с коррупцией, внедрять инновации, ведь получилось сделать Майдан. Если же говорить об угрозах для страны в целом, то, по мнению Мельника, их несколько, и одна из них - разочарование в реформах. А еще коррупция, безразличие и непонимание Запада. А врагом №1 остается агрессор - Россия. Ее необходимо сдерживать армией, новейшим вооружением, системой противовесов.
При этом в связи с необходимостью защищаться от внешнего врага эксперт тем не менее считает, что вступление в НАТО не должно являться приоритетом №1. Нужно создать что-то реальное, а затем найти свое место в новой геополитике, НАТО этим поиском тоже занимается. Кроме того, само слово «НАТО» приводит Путина в нервное бешенство, и он теряет ощущение реальности. Необходимо изъять это слово из дипломатической лексики.
План Пьера Мореля? Относительно этого дипломата у Мельника есть свой взгляд, согласно которому этот дипломат относится к представителям старой закалки, и то, что он предлагает, - это попытка подмены конструктивного решения временными решениями. Это как лечить онкологию аспирином. Требуется новое радикальное решение на уровне лидеров стран. А пока на дальнейшие события повлияют результаты Генассамблеи ООН. На первый план выходят сирийские события, и урегулирование конфликта в Украине будет связано с тем, что произойдет в Сирии. Там Путин хочет применить знакомый ему сценарий гибридной войны.
Советские принципы Путина.
Несколько месяцев силы коалиции наносят авиаудары по позициям «Исламского государства». Всего в коалиции более десятка стран, и вот к ним решила примкнуть Россия. В этой связи профессор Мельник предлагает вспомнить историю Второй мировой войны, когда лидер СССР Сталин стал союзником Запада. СССР был тоталитарной и диктаторской страной, но свой вклад в победу над нацизмом он внес. В этой связи Западу не стоит отбрасывать предложение Кремля. Однако при этом не нужно забывать, что на данном этапе Россию и Запад отделяет громадная ментальная пропасть. Путин говорит теми же словами, что и Запад, однако на самом деле толкует их по-своему. Западу стоит соглашаться с предложением Кремля, но помнить о существующей разнице в восприятии реальности.
Что касается Путина то, по мнению эксперта, он не блефует, говоря о Сирии, и действительно готов развернуть там наземную операцию. Он может это даже сделать скрыто, как всегда. В мире больше никто не готов на такое пойти, потому что начнутся смерти, но на Путина гибель людей не производит впечатления и ничего не означает, он уже это доказал в Украине, не считаясь со смертями россиян. На Западе же каждую жизнь ценят.
Запад должен проследить, чтобы привлечь Путина только к борьбе с ИГ и не повторить ошибку с Турцией. Ее привлекли в коалицию, но вместо борьбы с ИГ турки использовали эту возможность, чтобы нанести удары по курдам. Кремлю же важно сохранить сирийский режим. Этот режим на самом деле во многом похож на путинский, и для России является фактически последним форпостом влияния на Ближний Восток. Там остаются важные традиционные связи, возможность влияния на глобальную геополитику.
Для Запада важна идентификация путинского режима с режимом Асада, это прекрасно понимает Путин, и поэтому Мельник не исключает, что на каком-то этапе он может сдать кровавого сирийского лидера, но попробует сохранить режим, что будет новой угрозой для Запада. В связи со всем этим в Нью-Йорке Путин попытается «продать» Украину в обмен на поддержку в Сирии и попытается вернуться в международное сообщество, но на своих условиях. В этом вся суть путинского менталитета.