Авиаудары без наземной операции неэффективны. Значит, ничего в Сирии после военного вмешательства России не изменится, считает Георгий Мирский, главный научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений РАН, пишет Сноб.
Эксперт напоминает, что между военным присутствием и военными действиями существует значительная разница. Россия в военном плане присутствует в Сирии с 1969 года. Сирийскую армию обучали советские, а потом российские военные советники, на ее вооружении – советско-российское вооружение. Поэтому разрешение Совета Федерации для президента Путина – не качественное, а количественное изменение.
Зачем Кремль решил начать войну в Сирии? Г. Мирский видит две причины. Во-первых, Башар Асад теряет позиции – под его контролем сегодня находится всего лишь 20 процентов территории страны. Дамаск может рассчитывать только на элитные части армии, состоящие из единоверцев президента – алавитов, которые являются меньшинством в Сирии. А количество врагов Асада ширится – местная оппозиция, ИГ, прочие исламисты и джихадисты.
Во-вторых, войной в Сирии Путин собирается нанести удар по Обаме. Сирия – слабое место Америки: Обама не может пойти на сделку с Асадом, но на смену ему готовы прийти еще более страшные для Запада ИГ и последователи Бин Ладена. Если Штаты пойдут на уступки Асаду, они сильно ухудшат отношения с врагами нынешнего президента Сирии и своими союзниками в том регионе – с Турцией, Саудовской Аравией, Иорданией. Но главное – любая сделка с Асадом будет уступкой Путину, создавшему новый плацдарм на Ближнем Востоке.
Но что Россия будет делать дальше в Сирии? Ограничится авианалетами, как обещает Сергей Иванов? Но международная коалиция уже год бомбит позиции ИГ, а толку никакого. И не могут авиаудары дать эффект против партизан, которые рассредоточены среди мирного населения. Путин не хочет войти в историю как организатор массового убийства мирных сирийцев, к тому же мощный удар по ИГ вызовет обратную реакцию – Россия станет злейшим врагом для исламистов, и они наверняка попытаются перенести боевые действия на территорию России.
Поэтому цель Путина примитивна – защитить лично Асада, но не Сирию.