По мнению политического обозревателя Дмитрия Колоса, Украине необходимо требовать от Российской Федерации не компенсации за Крымский полуостров, а репарации. Более детально мнение Колоса относительно того, почему Киеву следует требовать от Москвы не компенсации за Крым, а репарации, изучали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Дмитрий Колос в своей статье, опубликованной изданием "Крым.Реалии", утверждает, что в последнее время активизировалась дискуссия относительно возмещения Российской Федерацией Украине тех убытков, которые были нанесены украинской стороне аннексией Крымского полуострова, тогда как возмещение РФ тех убытков, которые были нанесены ее агрессией на Донбассе, пока отодвинуто на второй план.
Однако с юридической стороны подобная оценка выглядит довольно странно. Например, Украина определится с суммой компенсации – скажем, 10 триллионов долларов (здесь дело вовсе не в конкретных цифрах). Суд удовлетворяет поданный украинской стороной иск, Россия выплачивает компенсацию. Однако возникает вопрос: а что делать с самим Крымским полуостровом. Москва заявит, что Крым теперь российский, поскольку Украина получила за него ту цену, которую хотела, убытки Россия возместила и вопрос закрыт.
Поэтому постановка вопроса о компенсации Россией нанесенных Украине убытков является в корне неправильной. Вопрос необходимо поднимать не о выплате компенсации, а о выплате репараций, поскольку между этими двумя понятиями есть не только терминологическая, но и значительная политическая, психологическая, историческая и юридическая разница.
Постановка вопроса о компенсации Россией убытков не возмущала и не удивляла бы так сильно, если бы ранее не поднимался вопрос о выплате репарации. Например, в свое время данный вопрос поднимал российский эксперт Андрей Илларионов, ранее занимавший должность советника Владимира Путина. Он выразил надежду на то, что самый настоящий акт агрессии – аннексия Крымского полуострова – будет в итоге признан недопустимым, и полуостров в конечном итоге будет возвращен законному владельцу, коим является Украина. Россия же в этой новой ситуации обязана будет выплатить украинской стороне репарации за допущенные ею нарушения международного мира, за нарушение общепризнанных границ и за нанесенные Украине убытки.
Репарации – это понятие политическое, тогда как компенсация является понятием хозяйственным.
Кроме того, в конце сентября народным депутатом Семеном Семенченко в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект номер 3181. Согласно данному законопроекту, возмещение причиненного Россией в результате временной оккупации украинской территории ущерба, как материального, так и морального, государству, физическим и юридическим лицам в полном объеме возлагается на государство, осуществляющее оккупацию, то есть на Российскую Федерацию. По сути, в данном проекте закона речь идет именно о репарациях, а не о простом возмещении ущерба, поскольку постановка данного вопроса автором документа имеет две особенности. Во-первых, в тексте документа сказано, что речь в данном случае идет не просто об убытках, а об убытках, нанесенных оккупацией и войной. Во-вторых, ответственность за эти убытки возлагается на государство-агрессор в целом, а не на хозяйствующие субъекты.
Репарации определяются решением, принятым международным судом, тогда как понятие "возмещение убытков" является нормой Хозяйственного и Гражданского кодексов, а в РФ и в Украине эти нормы отличаются друг от друга, и по этой причине разбирательство может попросту увязнуть в юридических дебрях.
Более того, термин "компенсация" не может удовлетворить Украину, поскольку он имеет исключительно хозяйственное значение, тогда как страна-агрессор должна понести за свои действия как гражданско-правовую ответственность, так и политическую. Репарации – это уже понятие политическое, а если говорить о возмещении ущерба, то это понятие хозяйственное: оно не имеет никакого политического значения, а его объектом является не государство, а два, три или больше хозяйствующих субъектов. Украине не нужно ходить по всем российским ведомствам, требуя от них выплаты компенсации, поскольку виновным в сложившейся ситуации является государство-агрессор, которое и должно выплатить репарации.
Кто-то может возразить, что ни о каких репарациях не может быть и речи, поскольку никакой войны между Украиной и Российской Федерацией не было. Не решило бы проблему даже введение Украиной военного положения, поскольку Москва Киеву войны не объявляла. Поэтому самым первым иском, который будет подан в суд от имени Украины, должен быть единый иск о признании действий Российской Федерации незаконным военным вторжением на украинскую территорию, а также о признании незаконной аннексии Крымского полуострова, о признании РФ страной-агрессором в военном плане, а также об ответственности всего российского руководства, в том числе и президента Путина.
Только после этого можно будет подавать иски о выплате Россией репараций. Украина должна требовать от Российской Федерации не мифическое и мелкое возмещение российской стороной некоего ущерба, а только лишь репарации, репарации, которые будут политической ответственностью Москвы за совершенные ею действия.