Операцию на территории Сирии с использованием ВВС Российская Федерация, считающаяся одним из главных союзников нынешнего сирийского лидера Башара Асада, начала 30 сентября. Представитель Минобороны РФ Игорь Конашенков вчера заявил, что в состав авиагруппы Воздушно-космических сил РФ, которая осуществляет удары по объектам на территории Сирии, вошло более пятидесяти вертолетов и самолетов. Согласно словам представителя Минобороны России, на протяжении первых суток российская авиация нанесла точечные удары по двенадцати объектам бандгруппировки «Исламское государство».
Эта информация скептически воспринимается на Западе: там выражают опасения, что авиация России наносит удары в первую очередь по целям, связанным с оппонентами нынешнего сирийского правительства. Вчера вечером агентство Reuters, ссылаясь на источники в Ливане, сообщило, что под прикрытием авиаударов России в наступление на сирийских повстанцев на земле готовятся пойти боевики группировки «Хэзболла» и иранские войска. Представитель российского внешнеполитического ведомства сообщил о теоретической готовности РФ начать бомбардировки «ИГ» на иракской территории.
Политическое непонимание сложившейся ситуации.
Согласно мнению Игоря Сутягина, сотрудника Королевского Объединенного института оборонных исследований, «для Кремля сейчас самое главное - это политические задачи»
«У меня складывается такое впечатление, что решение сугубо военных задач на территории Сирии для Российской Федерации в настоящее время имеет даже не второстепенное, а третьестепенное значение. Удары российской авиации не имеют четкого смысла. Два дня назад (30 сентября) были нанесены десять ударов, 2 из которых по позициям «ИГ», 1- по «Фронту ан-Нусра», а еще 7 - против умеренной оппозиции.
Судя по всему, у российских военнослужащих существует некое двоякое представление относительно того, что они делают. Первое и самое благородное представление - ведение борьбы с терроризмом. Причем различие между группами самых боевиков не проводится: кто воюет против Асада, кто против группировки «Исламское государство» - именно этого они и не осознают. Второе - это полная поддержка позиции сирийского правительства: все, кто против нынешнего лидера страны, - террористы, которые должны быть уничтожены. При этом на уровне военных командиров все это выглядит намного более упрощенно: стреляем по тем, кого видим. РФ демонстрирует почти полное политическое непонимание сложившейся ситуации. Политическое целеуказание, которое дается военнослужащим из Кремля, принципиально ошибочно, поскольку уже сейчас провоцирует осложнения отношений РФ с самыми влиятельными игроками в регионе», - отмечает эксперт.
Союзник из категории «обезьяна с гранатой».
Сутягин подчеркивает, что, с военной точки зрения, эффективность авиационных ударов не очень велика. «Если бы эту проблему можно было бы решить авиационными ударами, то за год бомбежек ее уже решили бы. Что касается того, можно ли считать Россию в этой войне союзником западной коалиции, то я могу сказать так: если Российская Федерация союзник, то союзник из разряда «обезьяна с гранатой». И данный союзник способствует тому, что в регионе начинают прорастать зерна терроризма. Этот союзник, возможно, и верит, что хотел бы помочь (хотя в этом есть большие сомнения), однако он делает все практически противоположное тому, что необходимо делать. Считать РФ разумным союзником невозможно. Не могу сказать, что РФ является откровенным врагом западной коалиции, но тот факт, что она не представляет себя деятельным союзником, - это точно», - отмечает эксперт.
РФ пытается ослабить влияние Запада и Америки в целом.
Согласно мнению Сутягина при помощи военного вмешательства в Сирии первой и самой важной задачей Российской Федерации на этом этапе является защита сирийского лидера Асада. «Вторая, не менее важная задача, - укрепление роли РФ как фактор, с которым нельзя не считаться. Довольно интересен следующий момент: ведь это правительство Сирии подтверждает, что российские бомбардировки осуществляются в зонах, которые контролируются умеренной оппозицией. Официальные лица в Сирии говорят, что удары российской авиации осуществляются в интересах обеспечения наступления войск правительства. На сегодня тактическая задача - ослабить фронт противников Башара Асада, а не «ИГ» прежде всего. Помимо этого, складывается такое впечатление, что РФ пытается ослабить влияние Запада и Америки в целом. Атаки провоцируют беспокойство в рядах умеренной оппозиции», - отмечает эксперт.
Сутягин подчеркивает, что вмешательство Российской Федерации может привести к достаточно серьезным изменениям. «Руководство Саудовской Аравии потребовало прекращения российских авиационных ударов, поскольку они уже привели к гибели шестидесяти гражданских лиц. Вмешательство Российской Федерации может привести к консолидации сирийских оппозиционных сил, действия которых направлены против организации «Исламское государство», с включением РФ в список своих противников, по крайней мере, политических. Сложившаяся в настоящее время ситуация ведет к отторжению Российской Федерации, и прежде всего в арабском мире», - полагает лондонский военно-политический эксперт Игорь Сутягин.