По словам профессора грузинского Государственного университета Илии Олега Панфилова, Российская Федерация оказалась не готовой к информационной войне в Сирии. Более детально мнение Панфилова о неготовности России к информационной войне в Сирии изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Олег Панфилов в своей статье, опубликованной изданием "Крым.Реалии", отмечает, что сегодня Кремль впервые оказался не готов к противостоянию на информационном фронте: если в Грузии Россия "защищала" осетин, в Украине "защищала" русскоязычное население, то по поводу Сирии ничего вразумительного так и не было придумано.
Кремлевская пропаганда довольно серьезно поистрепалась в украинских баталиях. В данном случае потери, можно сказать, небольшие, однако вранье российской пропаганды все больше начали приспосабливать не для того, чтобы одурачить внешнего противника, а для внутреннего потребления. Такое впечатление, что пример с Украиной стал для ряда международных организаций, в первую очередь для ОБСЕ и для Европейского Союза в целом, очень серьезным поводом, чтобы поразмыслить об информационной обороне и о возможных контратаках в информационной войне. Пока каких-то серьезных результатов нет, и российская пропаганда, судя по всему, уже выдыхается. Помимо этого, информационная война уже переместилась на новое поле – в Сирию.
Панфилов отмечает, что у российской пропаганды в информационной войне, начатой против Украины, были благодарные зрители, слушатели и читатели, причем как среди жителей РФ, так и среди части населения восточных областей Украины и Крымского полуострова. Для российских пропагандистов не составляло особого труда впихивать в уши людям, воспитанным в Советском Союзе, наработанные, проверенные временем информационные штампы. С верой в постоянное вранье также не было никаких проблем, поскольку очень много людей сегодня живет с надеждой на восстановление "великого и могучего СССР", и им очень нравится любить вождя с "сильной рукой", видя такового во Владимире Путине, и также нравится восстановление всего бесплатного – от путевок в Кисловодск до медицинского обслуживания.
Однако при этом следует учитывать одно обстоятельство – длительные информационные войны приводят к появлению определенной усталости у населения, продолжающего верить в сказки. Часть этих людей попросту разочаровывается, еще часть старается найти объяснение имеющимся у них ожиданиям в идеологических обещаниях, щедро раздаваемых другими бойцами информационного фронта. Специальных исследований пока никто не проводил, однако можно предположить, что послушная аудитория кремлевской пропаганды, воспитанная в лучших советских традициях, сократилась сегодня на треть, а может, и на половину.
Сейчас уже мало кто, например, хочет слушать сказки о "Новороссии", тем более что все большее количество людей расстается с надеждами на присоединение к Российской Федерации украинских территорий, оккупированных российской армией. Одновременно с этим население не видит никаких конкретных благ и от самопровозглашенных на Донбассе республик – разве что возможность поцеловать портрет Путина, да в очередной раз помахать российским триколором или флагами "народных республик".
Спецоперацию в Сирии Кремль начал без проведения предварительной пропагандистской подготовки – Панфилов.
Между тем результаты социологического исследования показали, что в Кремле приступили к проведению военной операции на территории Сирии без предварительной пропагандистской подготовки, в отличие от вторжений в Грузию и в Украину. Нужно было придумать какие-то ставшие уже традиционными фейки, новые информационные вбросы, однако российские пропагандисты оказались попросту не готовыми к той скорости, с которой хозяин Кремля переключил свое внимание с соседней страны на Ближний Восток.
Конечно, можно даже не сомневаться в том, что кремлевская пропаганда непременно попытается исправить сложившуюся ситуацию, и вскоре на российских телеканалах снова появятся сюжеты, повествующие о "распятых мальчиках", только уже на территории Сирии. Уже сейчас Русская Православная церковь, являющаяся главным идеологическим органом Кремля, готова поддержать новую войну, в которой участвует Россия. Не отстают от РПЦ и политики, внезапно объявившие Сирию родиной не только всего христианства, но и русской цивилизации.
В настоящее время у Кремля довольно мало шансов на то, чтобы очень быстро изменить сложившуюся ситуацию на фоне введенных западными странами санкций и серьезно ухудшившейся ситуации в российской экономике. По мнению российских граждан, на территории Сирии идет гражданская война, и Российская Федерация, как читают они, должна оказать этой стране только лишь дипломатическую и политическую поддержку. По крайней мере, об этом заявили 24 процента опрошенных россиян. Еще 18 процентов респондентов заявили о необходимости предоставить сирийской стороне гуманитарную помощь.
При этом наиболее серьезная цифра, на которую кремлевские политологи должны обратить свое внимание в самую первую очередь – это 4 процента: именно такой уровень поддержки простыми российскими гражданами идеи о принятии Россией сирийских беженцев. Отторжение жителями Российской Федерации сирийцев сегодня очевидно, поэтому изменить сложившуюся ситуацию при помощи одной только лишь пропаганды уже не получится.