Поддержать очередную инициативу «Газпрома», а именно – увеличить газоснабжение непосредственно через «Северный поток» – это крайне недальновидно, это настоящая измена Украине и Евросоюз может втянуть в новый кризис. Так считает А. Гедберг, аналитик по вопросам энергополитики ЕС в «Европейском политическом центре». Отвечая на вопрос журналистов Радио Свобода, она заявила, что «Северный поток-2» будет первоочередным тестом на единство всего Евросоюза. С иной стороны, его вполне возможное построение под сомнение поставило обязательства, взятые Брюсселем перед украинцами.
Быть или не быть известному «Северному потоку-2»?
Г-жа Гедберг говорит, отмечают специалисты издания «Биржевой лидер», что «Северный поток-2» ставит по-новому вопрос «что с Евросоюзом?» и «где представлен Европейский энергетический союз?». Здесь идет речь об аспектах энергетической, политической безопасности и законов, согласно которым и функционирует весь Евросоюз. И то, что данный проект по-разному здесь воспринимается, показывает явное отсутствие единства между членами ныне объединенной Европы и большие трудности в области принятия решений.
Всем понятно, констатирует эксперт, что «Газпром» не является простым коммерческим актером. Это мощный внешнеполитический инструмент российского правительства. Поэтому, когда в Брюсселе некоторые говорят, что сам «Северный поток-2» – это обыкновенная деловая инициатива, – это крайне неверно, ведь он использован будет, как очередная политическая победа русских.
Нельзя позабыть о контексте: противозаконная аннексия Крыма и активная поддержка Москвой сепаратистов на Донбассе. Поэтому реализация данного проекта была бы крайне противоречивым сигналом именно со стороны Евросоюза, в то самое время, когда он оказывает сильное давление на Кремль, до тех пор, пока не закончится кризис в Украине. В действительности, когда посмотреть на некоторые страны в Европе, поддерживающие этот проект, или иные, которые выступают полностью против, – возникает вопрос: насколько вообще объединенная Европа является сейчас объединенной. В то самое время, когда евросообщество пробует уменьшить зависимость от газа из РФ, Москва хочет Германию сделать центром собственной газовой сети, или специальным «газовым хабом». Это россиянам дало бы дополнительный рычаг сильного влияния на ЕС.
Если бы этот проект реализовали, то это для Киева было бы очень негативным и странным политическим сигналом, который под сомнение поставил бы надежность помощи ЕС и все те обязательства перед украинскими гражданами, взятые на себя ЕС. Пока нет альтернативы, газ из РФ продолжает оставаться вызовом для Брюсселя, а пока не осуществлен надежный и стабильный реверсный поток, это будет наиболее важным вызовом и для всей Украины. И если некоторые страны в Европе будут способствовать планам современного «Газпрома» – обойти Украину и на Киев оказывать давление, то вся стратегия поддержки этой страны окажется под вопросом, как подчеркивает эксперт.
Г-жа Гедберг добавляет, что в Евросоюзе множество кризисов – евровалюта, Украина, мигранты и многие другие. Если же газпромовский проект получит достаточно много внимания, то, в итоге, ко всем этим кризисам добавиться может еще один, и, в конце концов, вообще неизвестно, где окажется нынешнее целое содружество. Поэтому важно, чтобы на саммите ЕС вопрос «Северного потока-2» решался на полном серьезе и откровенно, с учетом всех последствий, которые он с собой несет, как для ЕС, так и для Украины. А пока что эта инициатива демонстрирует, насколько именно национальные интересы преобладают над интересами всего евросодружества и нивелируют его разные международные обязательства. Это явно недальновидная стратегия.
По мнению эксперта, самый первый приоритет для украинского государства – решить, как оно само может стать по-настоящему менее энергетически затратным. Это наиболее важный вызов для Украины. У ЕС в этом весьма много опыта, которым он поделиться должен с украинцами. В то же самое время, если предположить, что именно газпромовский проект получит должную поддержку в Евросоюзе, сама Украина, а также центрально-европейские государства и Восточная Европа должны быть обеспечены гарантированным и достаточным реверсом.
Обстоятельства с самого момента запуска «Северного потока-1» сильно изменились. Главные политические обстоятельства – это разразившаяся война в Украине, углубленное беспокойство ЕС своей энергобезопасностью. В итоге «Северный поток-2» ставит разные серьезные экономические вопросы, например, насколько он выгоден коммерчески с точки зрения новейших энергоперспектив, намеченных Евросоюзом. Наконец, есть большие сомнения в самой законности этого проекта. Под большим вопросом находится легальность и первого проекта: считается, что именно «Северный поток-1» был построен с приблизительным учетом всех действующих европейских законов, и это забывать не следует, когда Еврокомиссия станет оценивать рациональность уже второго проекта. Вероятно, что теперь вопрос соответствия правилам и законам Евросоюза воспринимается серьезнее. Иначе не может и быть, ведь под сомнение попасть может имидж Евросоюза, именно как блюстителя закона. Поэтому сам «Северный поток-2» для Евросоюза будет важным и большим тестом, как отмечает эксперт.