По мнению белорусского культуролога Юлии Чернявской, Беларусь переживет и пятый президентский срок Александра Лукашенко. Более детально мнение эксперта о способности страны пережить и пятый президентский срок своего бессменного в течение последних двух десятилетий лидера изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Интернет-портал "Радио Свобода" отмечает, что уже сейчас, не дожидаясь официальных итогов выборов президента Беларуси, можно смело констатировать: Александр Лукашенко будет править страной и дальше. Многолетнее пребывание у власти нынешнего белорусского президента объясняется особенностями его режима, подавлением оппозиционной и независимой прессы, однако в этом также можно увидеть и особенности белорусского народа.
Как объяснила Юлия Чернявская, белорусы, конечно, хотели бы жить лучше, однако весь вопрос в том, откуда они ожидают этого самого "лучше". По ее словам, белорусы – это такие люди, которые не любят высовываться: они надеются на "доброго царя", надеются на приход "сверху" некоего человека, хорошего и порядочного, который будет отстаивать их интересы. Культуролог объяснила, что на продолжении длительного периода она исследовала белорусский фольклор и нашла там один критерий – "должное место" (как она сама его называет). То есть ты на своем месте все должен делать честно, хорошо, на совесть. При этом политика – это совсем не твое место, туда должны прийти какие-то другие люди. Эти люди будут что-то делать, а твоя задача – поддерживать этих людей либо осуждать их, преимущественно, в социальных сетях.
В свое время Беларусь подхватила перестройку, страна поверила в нее, поверила, как и все бывшие советские республики. Белорусский народ поверил в то, что, наконец-то, пришел некий порядочный и добрый человек, который сумеет всех разом вывести из кризиса. "Помимо этого, - отметила Чернявская, - у белорусского народа есть такая традиция, или даже не традиция – это просто история жизни страны, переходившей из-под одной власти под другую". Именно поэтому белорусы ожидают человека у власти, тогда как на саму власть как таковую они практически не надеются. Есть нечто иное: белорус уверен – он выживет, он сделает все возможное для того, чтобы выжить, он уйдет в лес и будет питаться там кореньями, однако сумеет выжить в этот сложный период.
Юлия Чернявская напомнила, что когда в Беларуси были кризисы и несколько лет назад, и сейчас, то в стране не было никаких массовых акций протеста, поскольку люди начали самоорганизовываться с покупками, самоорганизовываться в обменниках. В Беларуси люди просто тихо поддерживают людей, и поэтому они смогут выжить при любой власти.
Белорусское гражданское общество формируется, но этот процесс идет очень медленно и в основном в Минске.
По словам культуролога, в Беларуси постепенно формируется гражданское общество, однако процесс его формирования идет очень медленно, и формируется оно, преимущественно, в Минске. Однако белорусы - это такие люди, которые, как она сама решила, чем-то напоминают японцев. Рут Бенедикт, говоря о сознании японцев, назвала его "сознанием малой группы". Для белорусов также важно вести себя по правилам, установленным в их круге. Именно отсюда, кстати, в них и много хорошего, и много плохого.
Например, Чернявская знает множество людей, хорошо относящихся к творчеству Светланы Алексиевич, однако их круг настаивает: она является российской или даже советской писательницей, или вообще она по каким-то там причинам плохая. Поэтому эти люди либо как-то поддакивают, либо попросту молчат, поскольку очень важная для них малая группа – родственники, знакомые, коллеги, виртуальные знакомые - думает именно так.
При этом белорусы ощущают себя отдельной от русских нацией, причем ощущают уже давно. Однако ощущение того, что белорусы – это действительно большая нация, что у нее есть собственный большой мир, что есть большое белорусское общество – ощущение всего этого пока еще не выработано.
Бытует мнение, будто бы Чернявской не нравится фраза о разделении белорусов на народ и на население, однако, как она сама объясняет, на самом деле это неправда. В Беларуси есть народ, однако этот народ, к сожалению таков, что большую часть интеллектуалов он не устраивает – им бы хотелось какого-то более сознательного народа.
Население районных центров Беларуси до сих пор живет в СССР.
Но белорусский народ такой, какой он есть, и поэтому интеллигенция со всеми своими призывами, со всеми своими прекрасными идеями в него просто не попадает. Интеллигенция попадает только лишь в себя, попадает в тех, кто думает точно так же. В каждом профессиональном сообществе, в каждом дворе есть некие лидеры мнения, и вот такой малой группой сегодня и живут белорусы.
В современной Беларуси очень актуальным является выбор между Россией и Европой. Но сегодня в стране хуже всего тем, кто выступает с инициативой строить нечто свое собственное, белорусское, и сейчас даже не видно тех, кто действительно пытается создать это "свое". Сейчас в Беларуси все строится просто со знаком "плюс" или "минус" касательно Российской Федерации или Европы. Причем в данном случае речь не идет о жителях районных центров, в которых люди, ранее жившие при Советском Союзе, так и продолжают жить в СССР и сейчас.