В Сирии зреют планы по сопротивлению российскому военному вмешательству. «Об этом в интервью The Daily Beast рассказал представитель одного из оппозиционных власти действующей в стране движений», - передает издание «Биржевой лидер».
Согласно сообщению представителя Движения за освобождение Хомса Р. аль-Хурани, сирийские повстанцы планируют меры по оказанию сопротивления российским силам, участвующим в сирийском конфликте. Как рассказал оппозиционер, повстанцы вначале выдержат воздушные бомбардировки, а затем приступят к действиям, направленным на ослабление российского контингента всеми возможными способами. В частности, возможно внедрение агентов-повстанцев в правительственные вооруженные силы с целью получения данных о действиях русских военных. Далее, по словам члена группировки, входящей в оппозиционную Сирийскую свободную армию, возможны операции с участием смертников.
Также он рассказал, что на данном этапе повстанцы находятся в отчаянном положении из-за авиаударов российских самолетов. Базы оппозиционных сил находятся между городами Хама и Хомс, и этот район находится в плотном окружении армии Асада и подвергается российским бомбардировкам и ударам крылатых ракет. В этой ситуации Аль-Хурани высказал предположение, что его движение хотело бы установить союзнические отношения с США. Пока что таких отношений нет, но, по признанию повстанца, сохраняется надежда на то, что Штаты помогут оружием так же, как и другим силам Свободной сирийской армии.
Непростая обстановка на сирийском фронте.
Российский доктор политических наук А. Шумилин обращает внимание, что своим участием в сирийском конфликте Россия уже навлекла на себя недовольство саудовских улемов. Мусульманские религиозные лидеры высказались за объявление джихада России. Зреет недовольство и в Турции, и не столько по поводу нарушения воздушного пространства государства российскими самолетами, сколько из-за того факта, что российская военная авиация в большей мере атакует позиции оппонентов президента Асада, а не террористов ИГ. В Пентагоне также уже выразили свое мнение по российской операции, назвав ее «фундаментальной ошибкой». В этой связи американцы отказались от сотрудничества с Россией по Сирии, пока будет реализовываться «неверная стратегия» России.
С другой стороны, Саудовская Аравия всерьез намерена существенно увеличить военную помощь группировкам сирийской «умеренной оппозиции». Там отделяют деятельность на сирийской территории таких группировок как «Исламское государство» и «Джабхат ан-Нусра» от Свободной сирийской армии, «Армии завоевания» и «Южного фронта». Такой же позиции придерживаются члены западной международной коалиции, где считается, что «умеренные» могут рассчитывать на помощь и поддержку.
Как отмечает эксперт, к в основном суннитской и, условно говоря, «светской» (минимально призывающей к исламским традициям) оппозиции следует относить силы ССА, в которых большей частью принимают участие те же армейцы, что выступают на стороне правительственных сил, потому что эти повстанцы в свое время откололись от сирийской армии, чтобы выступить против Асада. Сложнее группировками «Южный фронт» и «Армия завоевания». В основе этих крупных армейских формирований находятся отряды сирийских добровольцев, также объединенные идеей свержения режима Асада, однако большей частью на религиозно-патриотической основе. Их идеология построена на призывах к возрождению героических примеров арабских завоеваний далекого прошлого и вместе с тем на призывах к исламизации Сирии после свержения режима. В связи с этим некоторые, особенно в России, склонны причислять этих исламистов к разряду террористов, вроде «Аль-Каиды» и ИГ.
Мусульманским странам вообще характерно использование фактора ислама в политических целях, а в условиях военного конфликта исламский призыв становится важным инструментом мобилизации. Поэтому «Южный фронт» и «Армию завоевания» относят к «умеренным исламистам», при том, что, если разобраться, существуют принципиальные отличия их от радикал-исламистов. В их составе в основном сирийцы, а не пришедшие из-за рубежа джихадисты, они поддерживают возрождение Сирии как национального государства, они ведут сражения с подразделениями ИГ и часто с «Джабхат ан-Нусра», стремясь изгнать джихадистов с родной территории. Также важно, что они за формирование органов власти на основе выборов, агитируя на основе исламистской программы.
Как отмечает Шумилин, именно по позициям «умеренной оппозиции» были нанесены российские авиаудары в первые дни, как об этом сообщали арабские и западные источники. Официальная Москва заявляет, что бомбила цели ИГ, однако, согласно предыдущим открытым данным, провинция Идлиб и Алеппо ранее были отбиты у ИГ силами оппозиции после боевых действий. Также в августе сообщалось, что силами «Армии завоевания» правительственные силы и отряды ливанской «Хезболлы» были вытеснены из основных городов провинции Хама. Теперь же, после проведенных российской авиацией ударов по указанным районам, террористы ИГ предпринимают попытки вернуть утраченные позиции в Алеппо, перешла в наступление и правительственная армия, уже отбившая у повстанцев город Аль-Басха. Тем самым антиасадовские силы оказались в тяжелом положении, при котором с запада страны их бомбят и теснит армия правительства, а с востока поджимают террористы ИГ.