В настоящее время многими экспертами высказывается мнение о том, что российский президент, действия которого на международной арене довольно неоднозначны, отлично соответствует внутреннему запросу россиян. Руслан Гринберг уверен, что в России кроме главы государства живут еще миллионы условных маленьких путиных. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Фокус».
Российский экономист с мировым именем, возглавляющий Институт экономики в структуре РАН Руслан Гринберг в ходе визита в Украину пообщался с журналистами, представил свое собственное видение теперешней внутренней ситуации в России. Мнение о том, что украинско-российское противостояние закончится, после ухода российского президента Владимир Путин уйдет из своей должности, эксперт считает неверным.
Он не отрицает, что внутренняя политика в России очень персонализирована. В то же время экономист призывает помнить, что Владимир Владимирович не является диктатором, однажды упавшим с неба. Внутри каждого из большинства россиян есть отдельный маленький Путин. Экономисты объясняют, что под этим понятием он подразумевает наличие собственных страхов видение, что Россию обижают довольно часто.
Гринберг полагает, что тактика, которую в отношении России избрали европейские страны, является недопустимой. Ситуацию эксперт называет возвращением геополитики в худшем ее проявлении. Характерными чертами «плохой геополитики» читает экономист поведение больших стран, сравнимое с бандитизмом, когда маленькие государства занимаются «международной проституцией». Подобная ситуация, по мнению экономиста, позорна. В то же время, вряд ли можно назвать достойным поведение России, особенно в отношении Украины, Грузии и мирных граждан сирийских городов.
Синдром антиамериканизма существует во всем мире – Гринберг.
Постоянное противопоставление россиянами себя Америке объясняет Гринберг наличием синдрома антиамериканизма. Не мешает амбициям россиян даже то, что объективно в экономическом плане они давно проиграли американцам. Более того, экономист уверен, что во всем мире в людях также присутствует этот синдром.
Гринберг констатирует, что в германцах синдром очень силен. В этом случае можно отметить, что в Германии есть экономическое обоснование – товары, произведенные в Германии, продаются по всему миру, государство с уверенностью можно назвать влиятельным. Для российского экономиста, тем не менее, экономическое могущество не является показателем, он уверен, что влиятельная европейская страна на самом деле таковой не является. Свою точку зрения обосновывает Гринберг тем, что с политической точки зрения Германия карлик, к тому же сильно раздраженный.
Характеризуя путь, выбранный в прошлом году украинцами, отмечает экономист, что он глубоко разочарован выбором Киева. Гринберг рассказал, что его институт изучал постсоветское пространство на протяжении 25 лет. В результате сотрудники пришли к выводу, что самой худшей является ситуация в странах, которые демонстрируют приверженность демократическим ценностям.
В качестве примеров для иллюстрации плохой жизни стран, движущихся к демократии, привел Гринберг Молдову, Грузию и Украину. В то же время он обращает внимание на то, что Китай и Вьетнам, где до сих пор руководят коммунисты, успешно проводит рыночные реформы, что, по мнению Гринберга, является поводом для разочарования.
Очевидно, что в трех названных странах, благодаря России присутствуют территориальные конфликты, значительно утрудняющие процесс развития экономического потенциала. В свое время Кремль приложил усилия к созданию Приднестровья, Абхазии, аннексии Крыма и военных действий на Донбассе. Гринберг утверждает, что территориальные конфликты только незначительно снижают эффективность реформирования, но отметил, что вопросом этим российские экономисты займутся.
Отметил эксперт также, что на протяжении минувших после распада Страны Советов лет в Украине постоянно ведутся разговоры о реформировании. Аналогичную риторику использует и Петр Порошенко, но Гринберг в перспективы реформирования не верит и не видит причин для восхищения Украиной, которые удается заметить всем, кроме россиян.
Говоря о реформировании Украины, Гринберг отметил, что в принципе сделать ничего невозможно, а в методы, предлагаемые МВФ, он не верит. Восторг европейцев от выступлений украинского президента с отчетами о реформировании объясняет экономист реакцией на то, что украинское руководство идет на поводу у Европы. Но набор методов, по словам Гринберга, предлагается стандартный, с результатами применения которого мир уже знаком.
В эффективность сценария выхода из кризиса, предложенного МВФ, Гринберг не верит. В качестве причины указывает на то, что ранее международная финансовая институция натворила немало бед, что сама же и признает. Сам российский экономист верит в социальное рыночное хозяйство. Он разработал теорию экономической социодинамики, в которой свобода и справедливость являются равными ценностями.
Согласно теории Гринберга, человек, выбравший свободу, вынужден утратить право на справедливость и все остальное. Иллюстрацией правильности своей теории считает экономист выбор, сделанный россиянами в 1917 и 1991 году, когда перевес очутился на стороне справедливости и свободы соответственно. Очевидно, что выбор свободы экономист оценивает негативно, но отмечает, что на решение оказал влияние Запад. Примечательно, что за эту теорию Гринберг надеется получить Нобелевскую премию.