По мнению политологов, Российская Федерация, развернувшая свою внешнюю политику с Запада на Восток, главным образом в сторону Китая, продолжает оставаться для Поднебесной только лишь одним из множества торговых партнеров. Более детально о том, что думают политологи относительно роли РФ для современного Китая, узнавали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Российская служба ВВС отмечает, что в РФ Китайскую Народную Республику зачастую называют дружественной для России страной, особенно в период санкций, введенных Западом в отношении ряда российских чиновников и компаний. Однако эксперты отмечают, что Россия продолжает сейчас оставаться для Поднебесной не более чем одним из многих торговых партнеров, несмотря на все усилия Москвы сблизиться с Пекином.
Отношения между РФ и КНР являются в определенной степени самодостаточными – Портяков.
В частности, замдиректора Института Дальнего Востока РАН Владимир Портяков, отметил, что у современного Китая внешняя политика глобальная, и в ней Пекин отводит собственное значимое место каждому из партнеров. В этом смысле КНР не ставит перед собой задачи, в рамках которых РФ должна заменить ему какие-то из направлений внешней политики. Для Китая, в связи с активной пропагандой грандиозного проекта – "Нового шелкового пути" в Европу из Азии, возрастает значение европейского направления во внешней политике, поскольку Старый свет является конечным пунктом его транспортных усилий и задекларированного нового направления.
Помимо этого, сегодня также можно увидеть изменение качества отношений – КНР активно инвестирует в Европу, тогда как ранее подобного инвестирования не было. Речь в данном случае идет не только лишь о каких-то традиционных сферах – китайские инвесторы активно осваивают новые, такие, как например, строительство в Великобритании атомных электростанций.
По объему рынка для Китайской Народной Республики главным торговым партнером является Европейский Союз, а если говорить о европейских странах отдельно, то здесь лидируют Германия и немного отстающая от нее в этом плане Великобритания. Китай сейчас везде весьма активно ищет возможности для сбыта собственных товаров, включая инвестиционные.
При этом Портяков полагает, что Российская Федерация и не ставила перед собой такой задачи, как полная замена Запада Востоком, поскольку отношения между Москвой и Пекином являются в определенной степени самодостаточными. У двух стран есть общие взгляды на многие из международных проблем, а Китай весьма последовательно выступает за снятие с РФ западных санкций. Сейчас у РФ и КНР появились дополнительные сферы для сотрудничества и для координации своих усилий в связи с сопряжением проектов "Новый шелковый путь" и ЕАЭС. Обе страны заявляют, что не являются союзниками, однако предположения подобного рода постоянно звучат как в экспертных кругах Поднебесной, так и в экспертных кругах РФ.
Согласно устоявшемуся мнению, Москва может обратиться к Пекину в трудную минуту, чтобы попросить поддержки и помощи, однако в реальности ситуация немного сложнее, и ожидаемая поддержка может и не прийти столь быстро, как предполагается. Эксперт подчеркнул, что РФ сегодня просто не в состоянии удовлетворить все имеющиеся у Китая потребности ни по объему имеющихся технологий, ни по объему рынка, и в этой связи Поднебесная решает свои задачи путем сотрудничества со всем мировым сообществом.
Возможности России получить от Китая какую-то реальную поддержку ограничены – политолог.
По мнению политолога Михаила Глобачева, возможности для России получить от Китайской Народной Республики какую-то существенную, реальную поддержку являются ограниченными. Он объяснил, что у Пекина нет здесь никаких альтруистических мотивов в отношении РФ, наподобие тех, которые были у западных стран во времена перестройки и распада СССР, когда еще было актуальным мнение о возможном присоединении Российской Федерации к семье прогрессивных стран. В настоящее время таких надежд у Запада уже не осталось.
У КНР же нет никаких идеалистических мотивов в отношении России, как и нет потребности в том, в чем Российская Федерация традиционно сильна, то есть в сырье. Все то, что Поднебесная сегодня получает из России, она с не меньшим удобством может получить и из других стран, причем в некоторых случаях даже по более удобным для Пекина путям. При этом большего китайской стороне от России, по сути, и не нужно, разве что Китай еще хочет частично освоить ресурсы Дальнего Востока, и в этом плане российская сторона весьма охотно идет ему навстречу, зачастую даже действуя в ущерб своим собственным интересам.
Глобачев убежден, что сегодня России так и не удалось заменить Запад Китаем, и, скорее всего, это в ближайшее время также сделать не получится даже в плане каких-то отдельно взятых конкретных товаров, ведь доставлять их из европейских стран гораздо дешевле и быстрее, чем из КНР. "Одновременно с этим, - подчеркнул политолог, - Пекин сейчас прекрасно ощущает то слабое положение, в котором оказалась Москва, и поэтому Китай будет постоянно давить на РФ". Давление будет не грубым, но достаточно настойчивым, для того, чтобы из любого соглашения с Россией выгадать для себя как можно больше преимуществ.