Оценку заявлению, озвученному Сергеем Ивановым, о российском присутствии в Сирии дал Олег Кашин. Он утверждает, что факт отправки россиян на сирийскую территорию еще до официального разрешения от Совета Федерации нарушает нормы законодательства. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
В рамках публикации своей колонки для немецкого издания российский независимый журналист и писатель Олег Кашин рассказал о механизме принятия решений в Кремле. По его мнению, публичное известие об отправке российских войск в Сирию уместно называть «тихой сенсацией от Сергея Иванова», поскольку солдаты отправлены в ближневосточное государство заблаговременно, в обход закона.
Особенностью современной политической культуры в России Кашин называет невысокие шансы на общественный резонанс сенсационных новостей, которые озвучивают российские чиновники. Очередным примером этого феномена называет журналист озвученное главой президентской администрации Сергеем Ивановым признание об отправке российских военных в Сирию перед получением соответствующего разрешения от Совета Федерации.
В рамках интервью агентству ТАСС Иванов сообщил, что уже не является секретом заблаговременная отправка в Сирию боевых самолетов и некоторых подразделений российской армии. Глава администрации российского президента оговорился, что подобные действия являются «общепринятыми в международной практике и вполне законными». Тем не менее законодательные нормы в этой ситуации все-таки нарушены, что вызывает ряд неприятных вопросов.
Предлагает журналист рассмотреть вариант, при котором Совет Федерации в рамках заседания 30 сентября отказывается давать разрешение на отправку российских войск в Сирию. На практике это означает, что отправленные заранее в ближневосточное государство российские военные оперативно вернулись бы в места постоянной дислокации, так и не приняв участие в боевых действиях.
Впрочем, рассуждения эти можно считать чисто гипотетическими. Отмечает Кашин, что дело совсем не в том, по какому сценарию развивались бы события в Сирии. Важно в этой ситуации то, что Совет Федерации в любом случае не проголосует против решения, принятого президентом. Особенностью российского руководства в данное время является то, что функции верхней и нижней палаты парламента, по сути, сводятся к юридическому оформлению решений, заранее принятых в Кремле.
Медианный российский обыватель подвоха не заметил.
В рамках интервью влиятельный российский чиновник практически признался в том, что армия государства фактически была отправлена в другую страну без обязательного парламентского разрешения, предусмотренного законодательством. Однако вряд ли в российских реалиях это можно считать скандалом. С точки зрения Москвы отправка военнослужащих является всего лишь консенсусным отношением к праву, не более того.
Вершителям судеб в России, судя по всему, закон нужен только для того, чтобы маскировать настоящие механизмы принятия решений. При этом человеку, который желает знать о том, как на самом деле выглядят эти механизмы, остается только гадать, можно на кофейной гуще. Свою версию ответа на этот вопрос в начале октября опубликовала агентство Bloomberg со ссылкой на собственные источники.
По данным журналистов, решающее значение в отправке российских военных в Сирию имело совещание троих ближайших соратников президента – секретаря Совбеза Николая Патрушева, главы Минобороны Сергея Шойгу и самого Сергея Иванова. На соответствующий вопрос журналиста глава президентской администрации ответил коротко «Все было не так».
Кашин допускает, что, вполне возможно, Иванов сказал правду. Не исключено, что вместо «тройки» была «четверка», «шестерка», совещание в узком кругу с привлечением другого количества лиц или иные чиновники, детали в этом случае не слишком важны. В любом случае отправка войск состоялась до того, как было принято решение Советом Федерации. Очевидно также, что неизвестные российские чиновники в процессе принятия решения не принимали во внимание общественное мнение, точку зрения парламента и даже позицию, которой придерживается в этом вопросе международное сообщество.
Правовой нигилизм на службе Кремля.
Нарушение закона само по себе является происшествием, негативным для государства. Однако ситуация в России намного сложнее – игнорирование законодательных норм высшими чиновниками государства не влечет за собой никакого сопротивления ни во время непосредственного принятия решения, ни после его объявления. Подобную ситуацию можно назвать происшествием более важным, чем обычный, рядовой инцидент в напряженной международной обстановке.
На самом высоком уровне в России, по утверждению Кашина, присутствует правовой нигилизм, который уже давно и успешно стал предметом консенсуса. Нарушение законодательства властью воспринимается нормально, поскольку руководство страны действовать по-другому просто не умеет. «Помимо этого, - подчеркивает журналист, - сам факт большого влияния Сергея Иванова на события в России также является элементом консенсуса, поскольку в законодательстве указаны функции Администрации президента несколько иные, да и полномочий меньше».