Кабинет министров сообщил, что все выпуски еврооблигаций, кроме «долга Януковича», были успешно реструктуризированы. Стоит отметить, что «долг Януковича» – это 3 миллиарда долларов, и срок его погашения истекает 20 декабря этого года. По мнению экспертов, не исключено, что российская сторона откажется от реструктуризации данного долга. Вероятнее всего, подобный отказ никаких серьезных последствий для РФ не повлечет.
Дав свое согласие на реструктуризацию и haircut, остальные кредиторы тем самым заявили всему миру и собственным акционерам, что предложение украинской стороны в данной ситуации самое выгодное. Вряд ли они смогут теперь поддержать позицию России, заявив, что данное предложение неадекватно. Это означало бы признать, что они на ровном месте позволили «остричь» собственных инвесторов.
Нужно сказать, что в итоге все сойдутся на том, что Российская Федерация попросту применяет дефолт как средство политического давления, а в подобных играх (в частности, на стороне российского президента) никто принимать участия не пожелает. По этой причине, согласно мнению Дмитрия Шемелина, юриста ЮФ «Ильяшев и Партнеры», риск кросс-дефолта является минимальным.
В первую очередь следует понимать, что в условиях выпуска «новых» облигаций прямо предусматривается, что российские «старые» облигации не способны спровоцировать кросс-дефолт. Это значит, что если российская сторона намерена запускать данную процедуру с кросс-дефолтом, то делать это необходимо в ближайшие несколько недель, пока сделка по реструктуризации не закрылась и кредиторы не получили новые облигации.
Кроме того, объявление кросс-дефолта является правом, а не обязанностью кредиторов. То есть России мало объявить дефолт по собственным облигациям – необходимо, чтобы остальные кредиторы отказались от ранее согласованного плана реструктуризации и на добровольной основе воспользовались положениями о кросс-дефолте.
Зачем все это им?
Украина на сегодняшний день не находится в просрочке по платежам, в связи с чем основанием для дефолта может быть лишь положение о нормативе соотношения ВВП и внешнего долга. Стоит заметить, что данный норматив превышен далеко не вчера, и по сей день кредиторы, в частности Российская Федерация, мирились с этим. Если Россия сейчас, за несколько дней до того, как будет завершена реструктуризация, объявит дефолт на основании данного, по сути, технического положения, это будет непросто понять иначе, как очередную попытку политического давления на украинское государство.
Так, если российская сторона все же объявит дефолт, то кредиторы могут или присоединится к главе РФ и начать суды с Украиной, которые будут совершенно бесперспективными с точки зрения взыскания, или же остаться на стороне финансового здравого смысла, спокойно получая при этом деньги по реструктурированным облигациям.
Не исключено, что правительство Российской Федерации может пожертвовать ради политики 3 миллиарда долларов. Однако достаточно непросто представить, зачем все это делать простым корпоративным инвесторам, которых в основном интересуют банальные деньги.
Частные или же суверенные?
Разделение облигаций на суверенные и частные имеет практическую ценность, прежде всего, для целей МВФ. «Если украинское государство допустит дефолт по суверенным облигациям, МВФ по собственным внутренним правилам сразу же свернет программы финансирования в стране. Если же по частным – то МВФ будет все равно. На первый взгляд может показаться, что именно от этой квалификации зависит то, сможет ли Украина получить еще денег от МВФ по утвержденным программам или же нет», – пишет издание Forbes-Украина.
Однако, равно как и с кросс-дефолтом, в данном случае вопрос совершенно в другом: зачем Международному валютному фонду прекращать финансирование украинского государства, да еще и с подачи российского лидера? МВФ работает в Украине фактически с самой революции. У его специалистов имеется полный доступ ко всей финансовой информаций, и дефолт по российским облигациям для них может быть сюрпризом. Украинское государство, в свою очередь, с некоторыми допусками выполняет требования валютного фонда, в частности и в отношении предписанных им показателей госбюджета. Ни для кого не секрет, что хрупкая финансовая стабильность Украины сегодня во многом является результатом именно ресурсов и работы МВФ.
С учетом всего этого Фонд на сегодняшний день совершенно не находится в вынужденном положении. Решение о том, что долг является суверенным, принимает Executive Board МВФ по достаточно расплывчатым критериям. Кроме того, Фонд может и вовсе отступить от своего внутреннего правила о том, что финансировать нарушителей суверенных обязательств запрещено.
В этой ситуации достаточно непросто представить, чтобы Международный валютный фонт своими руками сломал финансовое равновесие, которое сам же и построил в Украине. Чтобы сделать такого плана подарок Путину, у МВФ должны быть достаточно веские основания, может быть, какие-то соображения высокой стратегии, которые мало кому могут быть известны. По этой причине Фонду совершенно незачем рефинансировать долг украинского государства перед РФ. Если фактически никакого риска дефолт Украины по российским облигациям не несет, то совершенно непонятно, зачем МВФ отдавать огромные деньги в карман России.