Разницу в финансовых показателях жизни оккупированного Крымского полуострова, произошедшую за год, описала Наталья Зубаревич. Она предполагает, что теперешнее руководства Крыма в конечном итоге окажется виновным в «смене собственников» многими объектами имущества на полуострове. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для деловых людей «Биржевой лидер» со ссылкой на «Крым. Реалии».
Наталья Зубаревич является директором региональной программы Независимого института социальной политики, профессором в Московском государственном университете и одним из немногих экспертов, объективно оценивающих состояние крымской экономики. В интервью Зубаревич констатировала, что финансирование в прошлом и текущем году существенно различается.
В прошлом году после аннексии финансирование полуострова выделялось полностью из федерального бюджета, в текущем году схема поступления средств изменилась. В 2014 году финансирование Крыма было авральным, средства привлекались из федерального бюджета, Пенсионного и внебюджетных фондов. Общий объем средств, привлеченных из федерального бюджета, составил 125 миллиардов.
В 2015 году для получения картины финансирования аннексированной территории необходимо суммировать все источники. Отчисления на финансирование полуострова вместе с внебюджетными фондами по итогам 1 полугодия составило 55 миллиардов рублей, в годовом выражении в Крым поступит 110 миллиардов. С учетом внебюджетных фондов можно сказать, что уровень дотационности Крыма составил 73 процента. Однако в этой арифметике не учтены отчисления из Пенсионного фонда, поскольку в открытом доступе эта информация отсутствует.
Согласно оценкам соответствующих российских государственных органов, ежеквартально из Крыма поступает 3-4 миллиарда, выплачивать в виде пенсий крымчанам приходится около 14-15 миллиардов. Поэтому можно прибавить к сумме выделяемого финансирования условную сумму в 10 миллиардов рублей ежеквартально. Это 40 миллиардов в год. Прибавив к уже упомянутым 110 миллиардам, можно получить сумму, приблизительно равную финансированию, выделенному в прошлом году.
В этом случае следует отметить, что в 2014 году из российского федерального бюджета Крым финансировался на протяжении 9,5 месяцев. По итогам текущего года полуостров получит приблизительно тот же объем финансирования, что позволяет сделать вывод о сокращении средств, выделяемых для оккупированной территории. С учетом ситуации, в которой оказалась Россия, сокращение финансирования не является удивительным.
Примечательно также, что в прошлом году в Крыму был большой профицит бюджета, все дотации регион даже не успел потратить. Налоговые поступления на полуострове увеличились за счет налога на доходы физических лиц. При этом налоги на прибыль и отчисления с владельцев малого бизнеса остались неизменными, что свидетельствует об отсутствии кардинальных изменений.
Несомненно, Крым является регионом дотационным. Однако на фоне других территорий, финансируемых из российского бюджета, полуостров не слишком выделяется. Сейчас Крым характеризуется уровнем дотационности меньшим, чем в Чечне и Ингушетии. На данное время полуостровом получается из бюджета России объем дотаций, приблизительно равный сумме отчислений для Дагестана и Карачаево-Черкесии, высокодотационных регионов.
Беспредел после смены руководства региона можно назвать привычным явлением.
Минувшим летом средства массовой информации и общественность постсоветского пространства активно обсуждала коррупционные скандалы, разразившиеся в Крыму. Зубаревич отмечает, что в детали скандалов она не вникала, однако сам факт, что после кардинальных изменений в регионе присутствует беспредел, считает явлением нормальным. Передел собственности неизменно сопровождается попытками отдельных деятелей получить свой кусочек выгоды.
Более того, Зубаревич уверена, что в будущем такая ситуация будет продолжаться. Приход новых команд к власти неизменно сопровождается разными скандальными новостями. Довольно часто в скандалах присутствует коррупционная составляющая, сведения о каком-то отжиме или подобные выражения вечного стремления человека к получению выгоды.
Обуздать беззаконие в отдельно взятом регионе не так просто, как может показаться на первый взгляд. Не является выходом из ситуации и привлечение к государственному управлению генералитета по примеру Сергея Меняйло. Офицеры, по словам эксперта, хозяйством управлять не умеют, занимаясь только выяснением отношений. Теперешний Крым является территорией во время процесса передела собственности, в который включено немало российских чиновников, в известной степени коррумпированных.
На данное время без некоторых объектов собственности остался Игорь Коломойский, о собственности Рината Ахметова и государства Украина Зубаревич не владеет данными. Эксперт предполагает, что в конечном итоге команда теперешних «руководителей» Крыма окажется виноватой во всех грехах. После того, как теперешний состав оккупационных властей проведет незаконный передел собственности, на смену ему придут другие руководители, не причастные к процессу, первые превратятся в козлов отпущения.