После того как Советский Союз прекратил свое существование, Российская Федерация продолжила принимать участие в различных этнических конфликтах и гражданских войнах на территории соседних стран. В некоторых случаях Кремль оказывал прямую помощь какой-либо стороне конфликта. В то же время подход РФ к конфликтам все время менялся, в зависимости от сложившейся на тот момент ситуации. Об этом пишет Сергей Маркедонов, сотрудник РГГУ, в материале, обнародованном на сайте РБК.
Но в текущем году, впервые в новейшей истории, российские власти приняли решение вступить в конфликт на территории государства ранее не входившего в Советский Союз. Этим Россия перешагнула некую красную черту, которую доселе не решалась пересекать. В настоящее время очень много экспертов выступает с комментариями, по поводу возвращения Кремля в большую игру, как отмечает автор. Наблюдатели при этом кардинально расходятся в прогнозах.
Как полагает Сергей Маркедонов, при проведении военной кампании следует с самого начала четко понимать – насколько глубоко вы готовы в нее встрять. После этого необходимо следовать избранному формату. Автор материала отмечает, что война происходит не сама по себе – на нее влияет множество разных обстоятельств возникающих, как во внутренней политике стран принимающих в ней участие, так и на мировой арене. Следовательно, полагает Сергей Маркедонов, не только расклад сил в самой Сирийской Арабской Республике оказывает влияние на ход событий. На нее окажет воздействие и характер отношений между Россией и Западным цивилизованным миром.
Помимо того, определенную роль, несомненно, сыграют и такие игроки как Иран, Израиль и Турция. Таким образом, Сергей Маркедонов отмечает, что вероятное влияние этих всех факторов необходимо принимать к сведению при анализе перспективы. Автор указывает, что крайне важно не только внешнеполитическое положение, но и то, каким образом противостояние в САР повлияет на внутреннюю ситуацию в РФ.
После того как российские бомбы посыпались на землю Сирии, немало обозревателей стало говорить, что эта война станет для Российской Федерации тем же, чем для СССР стал Афганистан. Однако Сергей Маркедонов отмечает, что такой шаблон в данном случае не является корректным.
В числе прочего эксперт указывает на то, что еще до принятия Москвой решения о проведении операции на территории САР, главари ИГИЛ уже заявили о том, что Российская Федерация находится в перечне тех стран, против которых военные действия рано или поздно начнутся. По словам специалиста, «Аль-Каида» себе такого не позволяла. Сергей Маркедонов указывает, что сразу после этого некоторые группировки, действующие в Северокавказском регионе, заявили о своем присоединении к «Исламскому государству».
В то же время Сергей Маркедонов отмечает, что немало выходцев из Северного Кавказа уже на тот момент воевало под флагом «нового халифата». На стороне ИГИЛ также выступают выходцы из Грузии и Азербайджана. Как говорит известный публицист Арсен Ибрагим, в настоящее время арабское наименование выходцев из Чечни - «аш-шишани» можно уже считать брендом.
Власти РФ должны обеспечивать безопасность своим гражданам, а не воевать в Сирии – эксперт.
Автор указывает, что ничего подобного в афганской войне не происходило. Ситуация в Сирии сейчас для российских властей гораздо более опасна нежели проблемы Афганистана для правительства СССР. Как отмечает Сергей Маркедонов, его совершенно не удивляет, что еще задолго до появления «Исламского государства» власти РФ всячески поддерживали Башара Асада. Согласно мнению опубликованному известным ориенталистом Алексеем Малашенко, только авторитарные, «практически светские» режимы на Ближнем Востоке, невзирая на все их недостатки, оставались единственным барьером на пути распространения экстремистской идеологии. После того как их убрали, исламисты смогли действовать безнаказанно.
В этой связи Сергей Маркедонов указывает, что после того как российским властям удалось нанести поражение силам поддерживающими «Имарат Кавказ», недобитые остатки их предпочли принести присягу ИГИЛ, который в их глазах стал идеологическим образцом для подражания. Помимо того, эксперт отмечает, что переход под знамена «нового халифата» в результате обеспечит российским исламистам поддержку и оружием и другими ресурсами.
Как полагает Сергей Маркедонов, российские власти в этой ситуации были сильно ограничены в выборе. Собственно варианта было только два – пассивное ожидание и невмешательство в военные действия, либо упреждающий удар по потенциальной угрозе безопасности страны. Первый вариант в результате мог привести к тому, что террористы начали бы просачиваться на территории Среднеазиатских государств. Второй предполагал увеличение вероятности террористической активности в самой России. Здесь автор имеет в виду теракты в отношении российских военных в САР и повышение активности боевиков пребывающих на Северном Кавказе. В то же время эксперт полагает, что в том случае, если бы РФ предпочла не вмешиваться, это отнюдь не дало бы ей гарантий, что террористы в конечном итоге не окажутся на ее территории.
Россия еще с прошлого века имеет очень плохую репутацию у исламистов, отмечает Сергей Маркедонов. По его словам, вмешательство в сирийскую войну не сможет еще больше ухудшить отношение джихадистов к РФ.