30 сентября началась военная операция РФ в Сирии. Российская авиация на протяжении почти месяца наносила удары по объектам «Исламского государства», но на международной арене российские действия приветствовались далеко не всеми. Как пишет издание «Коммерсант», к сирийской операции - де-факто первому военному маневру после войны с Грузией (2008) – российское Министерство обороны начало готовиться еще задолго до обращения президента Сирии и заседания Совбеза России, на котором было принято окончательное решение оказать помощь сирийской армии в борьбе с террористами.
Согласно словам Сергея Лаврова, главы внешнеполитического ведомства России, о предстоящих авиационных ударах по позициям ИГ президент Владимир Путин проинформировал американского президента Барака Обаму еще во время встречи на Генассамблее ООН, которая состоялась в Нью-Йорке. По информации издания, наращивание средств и сил в Тартусе, в пункте материально-технического обеспечения, началось еще в августе и продолжалось на протяжении августа и сентября, когда огромные десантные корабли «Цезарь Куников», «Саратов», «Азов», «Новочеркасск», «Королев» загружались в Новороссийске горюче-смазочными материалами, спецтехникой и боеприпасами и через Босфор выходили в Средиземное море.
Накопив в пункте достаточно оружия (ракет, авиационных снарядов, авиабомб), военнослужащие должны были решить лишь одну задачу - переместить авиацию. Сделать это в условиях проводимых учений «Центр-2015», в ходе которых было задействовано более 150 самолетов, было несложно. Так, российские штурмовики Су-25, истребители Су-30СМ, фронтовые бомбардировщики Су-24М и Су-34 перелетали на аэродромы Моздок и Крымск, а потом, минуя Каспийское море, Ирак и Иран, добирались до Сирии. До 30 сентября на авиационной базе Хмеймим возле Латакии была создана смешанная полноценная авиационная группировка из порядка 50 машин: к этому времени к самолетам добавились вертолеты Ми-24П и Ми-8.
Согласно данным Минобороны, на 22 октября самолеты Российской Федерации выполнили 934 вылета с Хмеймима (более сотни из них - в ночное время), уничтожив свыше 820 объектов. Большинство ударов осуществлялось с помощью корректируемых авиабомб КАБ-500С и высокоточных ракет Х-29Л класса «воздух - поверхность». Как отмечает издание, ссылаясь на источник в оборонно-промышленном комплексе, из-за возросшей потребности военнослужащих в поставках вооружения в связи с операцией на сирийской территории работников корпорации «Тактическое ракетное вооружение» перевели на трехсменную работу.
«Что касается грузов, - пишет издание, - то для их доставки в Тартус ВМФ России в экстренном порядке купил у турецких судовладельцев 5 транспортных кораблей, которым был придан военный статус, и они быстро были зачислены в списки вспомогательных судов, так как большие десантные корабли с такой нагрузкой уже не могли справиться».
Кроме авиасоставляющей, 7 октября, 4 корабля Каспийской флотилии выпустили 26 крылатых ракет 3М14 «Калибр-НК» по одиннадцати наземным целям, о чем Путину сразу же доложил министр обороны Сергей Шойгу.
Судя по обновляющимся данным российского Минобороны, основные удары российских самолетов наносятся преимущественно по таким провинциям, как Ракка, Алеппо, Хама, Идлиб, Пальмира, Дейр-эз-Зор, Латакия и Дамаск. По данным российской разведки, как раз там сосредоточена большая часть командных пунктов террористов, позиций, лагерей подготовки и оружейных складов.
Критика действий России.
Вместе с тем нанесение первых ударов вызвало критику со стороны лидеров западных государств. «Мы бы приветствовали позицию Москвы, если она действительно займется борьбой с ИГ, - сказал представитель Госдепартамента США Марк Тонер. - Однако мы не видим, чтобы они били по целям боевиков». «РФ в Сирии осуществляет удары не по ИГ», - говорил турецкий лидер Реджеп Эрдоган. «8 из 10 ударов авиации, нанесенных РФ, приходились не на объекты ИГ, а на силы умеренной оппозиции, в частности, Сирийскую свободную армию», - отмечал британский премьер Дэвид Кэмерон.
А согласно словам Рами Абдерахмана, представителя Сирийского наблюдательного пункта за правами человека, «с момента начала российской операции погибло более трехсот мирных жителей, из которых десятки погибли сразу в первый день удара российских бомбардировщиков Су-24 по городу Телль-Биса». 22 октября представитель Пентагона обвинил российских военнослужащих в применении кассетных боеприпасов в тех районах, где могут находиться гражданские люди.
Российские военнослужащие подобных обвинений не признают: представитель российского Минобороны Игорь Конашенков последнее заявление американских военнослужащих назвал ничем не подкрепленными и абсурдными фантазиями. Как отмечает издание, ссылаясь на источник в Генштабе, при выборе целей для поражения военные основываются не только на российских данных (мониторинг почти круглосуточно осуществляют беспилотные летательные аппараты и спутники оптико-электронной разведки «Орлан-10», и «Персона»), а и на данных, поступающих от союзников по операции – Сирии, Ирана и Ирака. Для координации действий государства был создан информационный центр в Багдаде, ключевые функции которого состоят в сборе, обобщении, анализе информации касательно обстановки в регионе.
Автор: Екатерина Кравец