Известный экономист Евгений Ясин накануне в разговоре с представителями службы «Голос Америки» решил рассказать об основных причинах стагнации российский экономики, которая в настоящий момент лишь продолжается. Для начала он отметил, что высокопоставленные кремлевские чиновники продолжают в своей публичной риторике упоминать о неких позитивных моментах и перспективе будущего развития экономики, хотя довольно часто их заявления абсолютно противоречат реальному положению дел.
Тот же Антон Силуанов лишь косвенно подтверждает существующие проблемы, ведь он выражает уверенность в том, что дефицит федерального бюджета в следующем году будет компенсироваться благодаря Резервному фонду. Тем самым министр финансов признает факт того, что в будущем дефицит все равно будет сохраняться, а альтернативных источников дохода у агрессивного государства так и не появится. Порой даже нелепо звучат заявления российских политиков о том, что слишком низкая стоимость барреля нефти и жесткие западные санкции не только наносят удар по их экономике, но еще и открывают мифическое «окно возможностей». В качестве доказательства отсутствия такого «окна» выступают нынешние проблемы российского гражданского населения.
Евгений Ясин считает, что реформы российской экономики на самом деле начались в 1991 году или даже в последние годы существования Советского Союза. В настоящий момент уже смело можно утверждать о том, что соответствующая важнейшая сфера деятельности уже полностью прошла свой трансформационный период. С сожалением эксперту приходится констатировать факт того, что кремлевские руководители остановились, когда государственная экономика стала слишком серьезно зависеть от экспорта энергетических ресурсов. До поры до времени такой подход к развитию страны приносил определенные дивиденды, но с самого начала было ясно, что в определенный момент стоимость нефти и газа резко снизится.
Именно в период наибольшего развития чиновникам необходимо было заниматься реформами, направленными на создание нового общества и современной экономики, но они решили пользоваться временными дивидендами. Примерно в 2008 году стало ясно, что попытки Кремля выстроить весьма специфическую модель экономики перестали приносить пользу. Затем еще и начался глобальный кризис, который нанес отрасли серьезный урон. На выходе получилось, что у России не осталось ресурсов для осуществления полноценного перехода на рыночную экономику.
Некоторые эксперты на сегодняшний день задумываются о том, появятся ли возможности у России для доведения до конца вышеуказанных реформ. Многие из них рассчитывают на то, что Кремль после достижения дна сможет оттолкнуться от него. На самом деле вопрос теперь должен состоять в том, есть ли вообще на российском пространстве силы, благодаря которым можно было бы поднимать экономику. До тех пор пока будет существовать предпринимательская деятельность, эти силы чисто теоретически будут существовать, но далеко не факт, что ими правильно могут распоряжаться представители политической элиты.
Уже пора открыто говорить о том, что наиболее влиятельные представители бизнеса перестали доверять государству, из-за чего они вряд ли пойдут на важнейшие компромиссы. В первую очередь это недоверие проявляется по отношению к конкретным представителям политической элиты. Эти управленцы в период, когда стоимость барреля нефти превышала уровень 100 долларов, пытались всеми возможными способами набивать свои карманы, а не развивали экономику. Теперь же они рассчитывают на поддержку предпринимателей, но те могут принципиально отказаться от сотрудничества. Для этого они будут иметь полное моральное право.
Бизнес минимизирует инвестиции.
Логика подсказывает, что в период слишком жесткого экономического кризиса предпринимательской деятельности не слишком-то и комфортно развиваться. Деловое издание «Биржевой лидер» передает слова Евгения Ясина о том, что российские бизнесмены теперь вынуждены перейти на минимальные инвестиции, отказавшись при этом временно от реализации наиболее масштабных проектов. Пока сложно определить, изменится ли в самое ближайшее время отношение предпринимателей к государству и политикам. Для этого необходимы толчки, которые зачастую исходят из-за пределов самой экономической отрасли. Для начала на российском пространстве должен хотя бы минимально действовать принцип верховенства права, а в это пока слишком слабо верится. При сохранении нынешнего состава кремлевской власти явно такой сценарий выглядит слишком туманно.
Для того чтобы обеспечить действие верховенства права, в стране реально должна существовать политическая конкуренция. Любой здравомыслящий независимый эксперт на сегодняшний день скажет, что в России она абсолютно отсутствует. Для изменения ситуации Кремль должен столкнуться не столько с требованиями со стороны предпринимательства, сколько с общественным давлением. В результате должны будут появиться реальные политические партии, которые сейчас на самом деле будут придерживаться в своей деятельности демократических ценностей. Судя по всему, российские руководители не желают совершать подобные вполне конкретные шаги для спасения собственной экономики.