В Брюсселе базируется правозащитная организация «Международное партнерство по правам человека», которая передала в Международный уголовный суд в Гааге различные доказательства как преступлений против человечности, так и военных преступлений, которые были совершены на территории Донбасса в течение вооруженного конфликта. По мнению правозащитников, свидетельства, которые удалось собрать, помогут начать полноценное расследование на международном уровне и в дальнейшем привлечь к ответственности тех людей, которые недосягаемы для украинского правосудия.
На протяжении года команда, в которую вошли волонтеры из Украины и Беларуси, занимались сбором доказательств совершения преступлений на востоке Украины. Так, члены команды, которые были привлечены правозащитниками из организации «Международное партнерство по правам человека», осматривали места обстрелов, проводили интервью с пострадавшими, собирали видео- и фотоматериалы, а также проводили соответствующие экспертизы.
Нужно сказать, что всего в суд в Гааге было передано 300 дел. Волонтеры утверждают, что в действительности это только малая доля всех правонарушений, однако и она позволяет составить примерную картину преступлений против человечности и военных преступлений, которые были совершены в течение конфликта в Донбассе.
Светлана Валько, будучи полевым координатором миссии, сообщила, что чаще всего они документировали случаи незаконно задержания людей, казни, применения пыток, убийства, которые не связанны с военными действиями, обстрелы жилых кварталов, бесчеловечное обращение с пленными, а также использование запрещенного оружия. В качестве примера экспертом были приведены противопехотные мины и кассетные боеприпасы. Валько подчеркнула, что главной особенностью данного вооруженного конфликта являются преступления против гражданского населения.
«Существует немалое количество пленных гражданских, которые без каких-либо оснований содержатся в совершенно нечеловеческих условиях. В некоторых случаях это бизнес, когда пленных меняют за деньги, словно каких-то сомалийских заложников. На оккупированных территориях подобные случаи являются массовыми. Фактически в каждом городе и каждом селе имеются свои подвалы, являющиеся специализированным местом, в которых содержатся именно гражданские», – отметила Светлана Валько в своем комментарии изданию «Радио Свобода».
Полевой координатор подчеркивает, что из 32 миссий только три получилось провести на территории, которая подконтрольна террористам. Из указанного следует, что на сегодняшний день информации о преступлениях, которые были совершены боевиками, значительно больше, чем с украинской стороны. Хотя и они есть.
Для того чтобы за расследование взялись в Международном уголовном суде, поясняют правозащитники, нужно выполнить два условия: доказать, что на востоке Украины совершались преступления, которые подпадают под Римский статут, а также то, что расследование на национальном уровне является не эффективным. В свою очередь Роман Романов, будучи руководителем программы по правам человека и правосудия в международном фонде «Возрождение», сомневается в том, что украинские правоохранители способны справиться с данной задачей.
Международный уголовный суд позволит привлечь к ответственности «верхушку».
«Правоохранители на востоке Украины в определенное время были дезорганизованы, и на сегодняшний день, кажется, их возможности не слишком велики. Кроме того, на указанной территории очень часто бывают угрозы в адрес как правоохранителей, так и судей, поскольку у многих людей имеется оружие. Также стоит добавить, что украинское законодательство на данный момент совершенно не отвечает Римскому уставу», – отметил Романов.
На данный момент Международный уголовный суд проводит лишь предварительное рассмотрение дела, а также занимается изучением предоставленных материалов. Если все необходимые условия все же будут выполнены, то следующим этапом будет переход в стадию основного рассмотрения дела. Правозащитница Татьяна Печончик поясняет, что тогда к ответственности начнут привлекать не каждого отдельного террориста, а высоких лиц, которые причастны к преступлениям. Она подчеркнула, что для этого будет установлена так называемая «цепочка приказов».
«Нужно сказать, что Международный уголовный суд занимается выдачей ордеров на арест подозреваемых лиц. В том случае, если это происходит, то это означает, что если данное лицо находится на территории страны, ратифицировавшей Римский статут, оно должно быть задержано. Фактически это означает, что после этого такой человек не будет иметь возможности совершать путешествия во многие страны мира, ратифицировавшие Римский статут», – рассказывает правозащитница Татьяна Печончик.
Стоит сказать, что на сегодняшний день участники данной миссии не берутся прогнозировать, когда именно закончится сбор всех необходимых доказательств. С их слов, процесс очень кропотливый и на него может уйти несколько лет. Таким образом, лишь в начале октября текущего года Международным уголовным судом в Гааге было заявлено о возможности расследования событий вооруженного противостояния, произошедшего на территории Грузии в августе 2008 года.