"Договориться c нынешней сирийской оппозицией русским будет весьма трудно хотя бы потому, что она сама представляет собой весьма пестрый набор многих разрозненных групп", - заявили участники специального круглого стола, всецело посвященного перспективам урегулирования сложившейся ситуации в Сирии. Участники данного круглого стола обсудили как возможности альянса между разными непосредственными участниками разразившегося конфликта - курдами, правительством Сирии, оппозицией, так и между странами, поддерживающими эти стороны, в том числе и на поле боя.
Ранее СМИ передали заявление командиров сразу четырех частей, объявивших о своей принадлежности "Свободной сирийской армии". Они, в частности, заявляли, что никто из ныне воюющих под их флагом вообще не общался с Москвой. До этого замруководителя МИД М. Богданов говорил, что РФ постоянно общается с представителями "Свободной сирийской армии". Что до положения Асада, то ни один из участников этой дискуссии для него не видит никаких перспектив.
"Сама идея восстановления Сирии в прошлых границах и возвращение ее под власть Асада и на российских штыках выглядит крайне утопической", - констатировал сотрудник ПИР-Центра В. Козюлин. Он уверен, что Москва начала рассматривать возможности активного послевоенного устройства всей Сирии, где не будет места ее нынешнему президенту.
Сумеет ли Россия помочь Б. Асаду?
Недавно, после внезапного визита Асада в Москву и его личных переговоров с Путиным, в пресс-службе Кремля заявили, что РФ готова оказывать помощь Сирии именно в поисках мирного политического урегулирования кризиса в этой стране. Тегеран и Москва - основные союзники действующего сирийского правительства, которые напрямую поддерживают правительственную армию на полях сражений.
"Нет сомнений в том, что в ближайшем будущем, по крайней мере, усилия Путина всецело направлены будут на то, чтобы укрепить положение того же Асада", - так этот визит прокомментировал известный дипломатический обозреватель "Би-би-си" Дж. Маркус.
Вместе с тем участники круглого стола в городе Москве считают, что вряд ли Кремль делает какую-то серьезную ставку на Б. Асада. "Возможно, сейчас об этом рано говорить на высшем дипломатическом уровне, но я совсем не удивлюсь, если в кулуарах уже ведутся такие разговоры. А сам визит сирийского лидера отчетливо дал поводы поразмыслить, а не присматривает ли он для себя убежище?" - рассказал господин Козюлин. Это отмечают специалисты издания "Биржевой лидер".
По его словам, сегодня Россия явно изучает разные возможности по устройству послевоенной Сирии, причем она продолжает вести переговоры с представителями Саудовской Аравии, ОАЭ, а также Кувейта. Он очень высоко оценил позиции России на территории Ближнего Востока и считает, что именно Москва сыграет основную роль в урегулировании самой сирийской проблемы, но без непосредственного участия Асада.
Между тем, как считает преподаватель кафедры истории стран Среднего и Ближнего Востока ИСАА П. Шлыков, у России как раз нет по-настоящему четкого представления о дальнейшем политическом устройстве Сирии, и, как результат, ей сложно организовать переговоры как с Западом, так и с тем же Асадом.
Саму мысль о том, что сейчас Сирия невероятно далека от возможностей ведения политического диалога, поддерживает и публицист М. Магид, обвинивший в этом в первую очередь Москву, которая принимает участие в конфликте на стороне действующих правительственных сил, начиная с 30 сентября. "Все политическое урегулирование оказалось гораздо дальше, так как произошла эскалация всего военного противостояния, возросли силы ныне противоборствующих сторон, увеличился градус конфликта", - рассказал он. "Похоже на то, что вмешательство Ирана и России остановило процесс падения режима президента Асада", - отметил эксперт во время дискуссии.
Ф. Патиев, ныне представляющий именно интересы курдов, возможно, был наиболее оптимистичным из всех заявленных участников круглого стола. Он уверен, что нужно действовать уже сегодня и что к политическому процессу можно привлечь не Асада, но некоторых из его известных сторонников. "Мы говорим о полном свержении режима Асада и непосредственно режима "Баас" (Партия социалистического арабского возрождения, к которой лично принадлежит Асад), но это никак не значит, что в новой Сирии никого не будет, кто был ранее вокруг него. Это значительная часть сирийского общества, и она остается в новой Сирии", - отметил он. Но в целом, согласно оценкам экспертов, пока что ситуация в Сирии дает слишком мало поводов для должного оптимизма.
Кроме всего прочего, как считает П. Шлыков, проблема заключается еще и в том, что каждая из воюющих сторон преследует в первую очередь свои цели. "Есть сейчас общий враг, которого признали многие страны. Это ИГ. Но в борьбе с ним каждый преследует личные цели. Турки хотят решить вопрос курдов, русские разыгрывают ситуацию с Асадом, Штаты разыгрывают ситуацию с Асадом в ином ключе, поддерживают по данному поводу курдов и в этом вопросе сталкиваются с турками, саудовцы желают видеть регион явно более исламизированным. Каждая из стран-участников коалиции свои интересы преследует", - рассказал известный эксперт.