В австрийской столице сегодня начались международные переговоры по обсуждению вариантов прекращения сирийского кризиса, а также проводимых на территории страны военных операций международной коалиции и российской армии против террористов «Исламского государства», дальнейшей судьбы президента Асада, передает издание «Биржевой лидер».
К составу переговорщиков наряду с дипломатами из США, Евросоюза, ведущих западноевропейских государств, Саудовской Аравии, Турции, России впервые на официальном уровне подключилась делегация Ирана. Свое появление в составе широкой группы переговорщиков министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф прокомментировал словами о том, что некоторые страны «наконец-то поняли, что нет путей достижения разумного решения» по сирийскому конфликту без участия Тегерана.
С другой стороны есть настойчивая позиция Саудовской Аравии, которая считает, что Иран, как бы там ни было, должен согласиться на отстранение сирийского президента Асада от власти при любом решении об урегулировании сирийского конфликта. В интервью «Би-би-си» министр иностранных дел Адель аль-Джубейр заявил, что «нет никаких сомнений» в перспективе смещения Асада. Возможно, он уйдет в рамках политического процесса, если нет, то его «придется убрать силой». Саудовская Аравия - наиболее последовательный критик режима Асада. В Эр-Рияде и ранее отказывались даже рассматривать вариант, при котором сирийский президент примет участие в переходном правительстве, идею которого продвигает Россия. При этом аравийцы продолжат поддерживать сирийскую оппозицию. По словам министра аль-Джубейра, сейчас в Сирии необходимо обеспечить баланс сил, гарантирующий уход Асада. В самой Сирии местные власти отказывают Саудовской Аравии в способности сыграть значимую роль в переговорах, поскольку считают ее ответственной за гибель сирийских мусульман, а также их единоверцев в Ираке и Йемене.
Международные переговоры, начавшиеся накануне в Вене, как ожидается, дадут возможность оценить, насколько серьезны намерения России и Ирана приложить все усилия по поиску политического решения сирийского вопроса. Об этом также говорил глава дипломатического ведомства Саудовской Аравии аль-Джубейр на совместной пресс-конференции в Эр-Рияде с министром внешнеполитического ведомства Великобритании Ф. Хаммондом накануне начала переговорного процесса в Австрии. По словам аль-Джубейра, если Россия и Иран настроены разговаривать всерьез, то на переговорах это станет понятно, если же нет, то это тоже станет известно, и тогда можно будет перестать «тратить на них время».
Столкновение принципиальных позиций.
Сирийский военный конфликт продолжается уже четыре года. Оппозиционные силы восстали против режима президента Асада, и после протестного движения перешли к вооруженному сопротивлению. Асад со своей стороны пытался жестокими мерами подавить мятеж. Отдельные города намеренно полностью разрушались, а к плененным применялись различные тяжелые пытки и издевательства. Однако сломить сопротивление правящему режиму не удалось. Ситуацию на определенном этапе усложнило вмешательство исламистских террористов из организации «Исламское государство». Они стали еще одной стороной боевых действий и постепенно взяли под контроль большие территории с важными объектами инфраструктуры, в том числе некоторые нефтедобывающие месторождения.
Сирийские повстанцы получили поддержку со стороны Саудовской Аравии и стран Запада, которые также выступают за смещение сирийского президента и начало политического процесса по выбору новых органов демократической власти. Но и у Асада оказались влиятельные помощники и защитники. Региональным союзником режима стал Иран, а Россия продолжила союзническую помощь, истоки которой тянутся еще с советских времен. В то время как стало очевидным, что позиции Асада стали совсем ненадежными, Россия увеличила материально-техническую помощь, а также усилила поставки оружия и своих «военных консультантов». Начиная с августа на военных базах и аэродроме близ Латакии шли работы по усовершенствованию инфраструктуры. А в конце сентября в Москве объявили о начале воздушной военной операции против действующих на сирийской территории террористов. При этом, как стало скоро понятно, в Москве особо не различают разницу между силами вооруженной оппозиции и радикальными исламистами ИГ. Воздушным ударам подверглись и те, и другие. Стало ясно, что более всего Россию интересует сохранение позиции Асада.
При этом безусловным фактом на данный момент является необходимость по возможности скорого решения по сирийскому конфликту, который стал причиной небывалого потока беженцев из этого региона, прежде всего в Европу. Но также ясно, что главным моментом, по которому стороны переговорщиков столкнутся в своих мнениях, является дальнейшая судьба Асада. То, насколько Иран и Россия готовы защищать жестокого сирийского диктатора, покажет, насколько быстро стороны смогут найти согласие, и смогут ли вообще. С другой стороны, нельзя не отметить, что при любом варианте завершения переговоров в Вене сам факт их проведения вселяет надежду на то, что пусть и не сразу, но какое-либо решение в итоге будет найдено, главное, что переговорщики имеют волю к диалогу, и хочется надеяться, не потеряют ее и в дальнейшем.