Согласно мнению профильных специалистов, вмешательство российских военных в сирийский конфликт существенно изменило ход противостояния. Александр Храмчихин полагает, что без помощи с российской стороны Башару Асаду не удалось продержаться и до конца текущего года. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» онлайн-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Росбалт».
Возможные варианты развития сирийского конфликта в рамках интервью охарактеризовал политолог, заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин. Комментируя возможную опасность для России со стороны самих сирийцев, он утверждает, что сейчас для Дамаска Москва очень важна, поэтому, вне зависимости от желания сирийского руководства, оно вынуждено сотрудничать с Россией.
Асад, по мнению аналитика, теперь является российским союзником навсегда, поскольку альтернативы у сирийского президента просто нет. Очевидно, что большая доля ответственности за происшествия в Сирии, в числе которых и начало гражданской войны, лежит на президенте. Для небольшой ближневосточной страны внутренний конфликт стал поистине апокалиптическим бедствием, но это должно волновать в первую очередь Дамаск, а не Москву.
На данном этапе развития конфликта, по мнению Храмчихина, нет смысла искать виновных в том, что события привели к такому результату. Эксперт остается верен своей точке зрения, высказанной еще в 2012 году. Он по-прежнему уверен, что разгром Ирана и Сирии является неизбежным концом создавшейся ситуации. Эксперт подчеркивает, что без вмешательства российской стороны с уверенностью можно сказать, что президент Асад вряд ли дожил бы до завершения текущего года.
В то же время большой опасности в этой ситуации для Тегерана Храмчихин не видит, поскольку в числе стран, привлеченных к разрешению конфликта, просто отсутствует государство, от которого Иран может пострадать. Вашингтон, по крайней мере, до завершения президентского срока Барака Обамы, опасности никакой не представляет собой, это более чем очевидно.
Опасность для России исходит не только от ИГИЛ.
Комментируя расстановку сил в ближневосточном регионе, эксперт констатирует, что для российской стороны противниками можно считать все группировки исламских радикалов, среди которых подразделения террористической организации «Аль-Каида». К списку противников России также следует прибавить всех противников Асада, за исключением, разве что, курдов. При этом запрещенная в России группировка «Исламский халифат» является только одним из пунктов списка.
Такая непростая ситуация, по мнению эксперта, сложилась совсем не потому, что Асадов безупречен, как президент Сирии. Причина заключается в первую очередь в том, что возвращение страны под контроль президента можно назвать одним из оптимальных исходов боевых действий, после которого возможно политическое урегулирование ситуации.
Говоря о возможных вариантах завершения кризиса, эксперт заявляет, что в конечном итоге ситуация может завершиться в соответствии с 3 сценариями:
- Сирия будет разделена на 2 зоны влияния – одна под контролем Асада и курдов, вторая отводится для подчинения «халифату», и представителям других радикальных группировок;
- сирийская территория переходит под контроль «халифата»;
- с внешней помощью Асад возвращает себе контроль над государством, за исключением территории, подконтрольной курдам.
По мнению эксперта, даже с учетом множество недостатков Асада, последний из указанных вариантов является самый оптимальный не только для Дамаска, но и для всего ближневосточного региона и европейского сообщества. Ситуация в регионе противостояния сложилась таким образом, что сирийские войска смогут уделить внимание в борьбе против террористов ИГИЛ только после разгрома оппозиционеров, контролирующих часть территории государства.
Не менее важно и то, что армия Ирана при содействии Корпуса стражей исламской революции также должна начать наступление на позиции ИГИЛ на иракской территории. В противном случае победа над террористами в Сирии, даже если и будет получена, окажется бессмысленной, поскольку исламисты переместятся в Ирак.
В информационном пространстве есть данные о том, что на сирийской территории на данное время действует около 1500 террористических организаций. Характеризуя механизм противостояния, эксперт констатирует, что сражаются боевики по принципу «все со всеми». При этом непосредственных контактов стараются избегать только правительственные войска и курды, но не всегда желаемого результата удается добиться.
Дал оценку Храмчихин также расстановке сил на международной арене в связи с сирийским конфликтом. Он убежден, что опасность для России со стороны стран, поддерживающих противников Асада, не одинаковая. Катар, ввиду небольших размеров государства серьезным противником для России быть не может, даже несмотря на большие средства, которыми располагает страна.
Намного серьезнее угроза, исходящая от Турции и Саудовской Аравии. Эксперт подчеркнул, что недооценивать уровень этой опасности не следует. Кроме того, в создавшейся ситуации, по мнению специалиста, нельзя исключать никакие варианты развития событий, в том числе и военное противостояние между Россией и Турцией или Саудовской Аравией.