Горячие Новости

Облако тегов

Вторжение в Сирию может стоить России «Турецкого потока»

Вторжение в Сирию может стоить России «Турецкого потока»

Заявленное в конце прошлого года соглашение о строительстве газопровода «Турецкий поток», казалось, стало началом плотного энергетического сотрудничества между Россией и Турцией. Однако уже нынешней осенью между Москвой и Анкарой наметилась сильная политическая напряженность, вызванная разными взглядами по вопросу сирийского конфликта и началом военного вмешательства в него со стороны России. Как пишет итальянское издание Limes, с решением Москвы сократить проектную мощность газопровода «Турецкий поток» рушатся турецкие планы по становлению в ближайшей перспективе крупным энергетическим перевалочным пунктом, передает издание «Биржевой лидер».

«Турецкий поток» представлялся на начальной стадии проработки проектом, имеющим прочную политическую и экономическую основу. Для России он был выгоден, поскольку решал проблему ухода от транзита собственного газа в Европу через украинскую территорию, а также позволял приспособиться к нормативно-правовой базе Европы, чего не было у закрытого «Южного потока». Также важно, что с учетом заявленных объемов транспортировки газа в Турцию (63 млрд. кубометров в год, 14 из которых доставались туркам) значительно возросли бы общие объемы поставок газа через турецкую территорию, которые пока ограничены 36 млрд. кубометров. Увеличение экспортируемых объемов на данном этапе представляется наиболее важным аспектом российской энергетической стратегии. России нужны новые рынки сбыта для избыточного количества произведенного газа в объеме около 100 млрд. кубометров, возникшие в результате инвестиционных решений основанных на излишне неверных оптимистичных оценках прогнозируемого спроса в Евросоюзе. «Газпрому» приходится конкурировать в условиях избыточного предложения и снижения цен, которое вероятно установилось надолго. А хотелось бы сохранить квоты на рынке благодаря предлагаемому по низким ценам газу.

Для Турции новый газопровод тоже представлялся крайне выгодной затеей, поскольку с его помощью можно было бы удовлетворить растущий внутренний спрос (22 млрд. кубометров с 2014 по 2023 годы) и, кроме того, он помогал реализовать давнишнюю турецкую амбицию - стать энергетическим хабом для всей Европы. Однако на пути таких планов встал рост напряженности в Сирии, где в поддержку президента Асада военным способом вмешалась как раз Россия, доказывая Анкаре и ее региональным союзникам невозможность свержения сирийского режима военным способом. А дальше произошло нарушение турецких воздушных границ российскими истребителями, а также усиление контактов российских властей с курдами на севере Сирии. Все это продемонстрировало существующие разногласия между Москвой и Анкарой. При этом в России продолжают считать Турцию своим торговым партнером, а вот из Анкары поступили несколько иные сигналы, прежде всего в вопросах энергетического сотрудничества. Там после залета российских самолетов в турецкое пространство заявили, что есть альтернативные источники получения газа кроме российских, и намекнули, что строительство атомной энергетической станции может произойти и не по российскому проекту.

С сокращением проектной мощности «Турецкого потока» вдвое, в Турции могут попробовать решить проблему энергетической зависимости от «Газпрома», но вот насколько успешно это получится – вопрос. Для Европы провал проекта по увеличению экспорта газа из России в Турцию теоретически — хорошая новость. Россия сохранит зависимость от транзитных путей в Украине и это соответствует подтвержденной недавно цели Еврокомиссии. Также важно, что снижение российской роли в газоснабжении Турции может стать более привлекательным для других региональных производителей, а это может означать появление новых возможностей и для Европы. Однако с другой стороны нестабильность в регионе и неустойчивость европейского спроса могут спугнуть инвесторов, наличие которых необходимо для развития коридоров из Ирана, Ирака, Туркменистана. В случае отсутствия новых производителей и сокращения энергетического сотрудничества России с Турцией европейские планы по диверсификации могут оказаться под вопросом. Даже если предположить полное задействование мощностей по регазификации на данный момент используется только их половина), Турция будет необходимо к 2023 году дополнительных 10 млрд. кубометров газа —ровно столько газа Азербайджан обязался поставлять через Трансанатолийский газопровод (TANAP) на европейский рынок с 2018 года. В условиях отсутствия иных региональных игроков и увеличения мощностей регазификации, Турция останется перед безальтернативным выбором - увеличить спрос на азербайджанский газ, что будет означать переход от энергетического сотрудничества с Европой к конкуренции за необходимые ресурсы.

Россия же в условиях отказа от «Турецкого потока» остается привязанной к украинским газопроводам. Их возможности меньше, но это наибольший потенциал для экспорта российского газа. Недавно уже появились подтверждающие тому сигналы о дальнейших поставках газа через Украину. По словам гендиректора «Газпром Экспорт» А. Медведева, «некоторые страны» по-прежнему будут получать газ от «Газпрома» через Украину.

Автор:
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции. Если у Вас иное мнение напишите его в комментариях.
Возник вопрос по теме статьи - Задать вопрос »
comments powered by HyperComments
« Предыдущая новость «  » Архив категории «   » Следующая новость »

Почитать на эту же тему

Рекомендованный брокер №1

Журнал «Биржевой лидер»

Журнал, интересные статьи

Энциклопедия

Ларнака
Ларнака
24 июня
24 июня
Эхо Москвы
Эхо Москвы

Cоca-Cоla
Антипенко Григорий Александрович
Антипенко Григорий Александрович

Медицина