Положение русского языка как одной из составляющих концепции «русского мира» вызывает беспокойство. Есть основания полагать, что через некоторое время русский язык превратится в аналог латыни, такое же мертвое наречие. Об этом сообщают журналисты раздела «Новости Мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на «Новый регион».
В тексте своей публикации журналист Игорь Яковенко дал оценку недавнему празднованию Дня народного единства в России и незавидному положению, в котором оказался русский язык. Он констатирует, что отмеченный в среду День народного единства праздновался 10 раз, до этого на протяжении 15 лет в Москве искали дату для превращения ее в «смысловой праздник» вместо дня Октябрьской революции, традиционно отмечавшегося 7 ноября. После трудных поисков выбрана дата изгнания из Кремля польских интервентов в 1612 году, хотя единением народным события того времени не закончились.
В этом году праздничная атмосфера омрачена тем, что за несколько дней до этого случилась самая масштабная катастрофа за всю историю гражданской авиации России. Смерть 224 человек, несомненно, является трагедией, но в этом случае не менее важны обстоятельства происшествия. Причины катастрофы вполне могут лежать в плоскости того самого народного единства, базисом которого в свое время выбрана не совсем верная ценность.
Цементом, которым российская власть пытается скрепить народное единство, является вовсе не созидание, а ненависть к врагам внешним и внутренним. Версия о теракте как причине падения самолета в Египте постепенно выходит на первое место по степени вероятности. Американский спутник зафиксировал на борту в момент катастрофы тепловую вспышку. Версия о бомбе в самолете считается главной не только американскими специалистами из агентства Stratfor, но и россиянами, представителями компании «Когалымавиа».
В случае подтверждения этой версии можно будет утверждать, что руководству страны удалось втянуть Россию в войну с противником, против которого ядерное оружие не применить, и армия бессильна. Вполне может оказаться, что уничтоженные россиянами позиции боевиков ИГИЛ в Сирии станут причиной противостояния Москвы и большей части исламского мира общей численностью в 1,5 миллиарда человек.
Единение в ненависти.
Массовые акции и шествия в столице, участие в которых принимали люди со всей страны, показали, что объединение россиян происходит на основании ненависти. Наиболее развернутой программой с описанием основополагающих пунктов идеологии единства можно назвать статью в «Известиях» авторства Константина Затулина, члена общественной палаты РФ. В тексте автор условно делит население на 2 категории – казаков и выпускников Высшей школы экономики.
Из текста материала можно сделать вывод о сути национального единства, которая заключается в лютой ненависти к «другому». В число «других» можно включить не только выпускников Высшей школы экономики, но и США, Европу, геев, грузин и украинцев, вдруг вздумавших жить собственным умом. Ненависть есть и к сирийцам, не желающим жить под властью президента-диктатора. Объединение с отталкиванием от «другого» является одним из самых древних видов идентичности и формирования национальной солидарности.
Внутрироссийским проблемам Затулин внимания почти не уделяет. Видимо, полагает, то во всей массе россиян численность выпускников ВШЭ представляет собой число ничтожно малое. В то же время выражает он обеспокоенность ситуацией, в которой оказался русский народ. Главной проблемой он называет то, что нельзя сделать универсальным рецептом путь Крыма. Соответственно, жители стран, где проживает русскоязычное население, могут надеяться, что им удастся избежать появления на своей территории «вежливых войск», защищающих русскоязычных.
Не «вежливые войска», так вербовка агентуры.
Однако в странах, где крымский сценарий невозможен, Затулин отмечает реализацию альтернативного плана. Речь идет о том, что на протяжении 20 минувших лет Россия занимается реализацией другого плана, ранее испытанного евреями, китайцами, армянами и другими народами. Сценарий этот заключается в вовлечении русской диаспоры за рубежом в сотрудничество.
Базируется сотрудничество на концепции «русского мира», выдвинутой РПЦ, а основная идея заключается в превращении этнических русских за рубежом в агентов политического влияния. Затулин убежден, что для достижения этой цели зарубежные русские должны противостоять ассимиляции политической и национальной. То есть российский чиновник предлагает диаспоре стать проблемой для стран ее пребывания.
Механизм Затулин предлагает предельно простой – массовую выдачу российских паспортов иностранцам. Негативную оценку дает автор публикации тому, что в Украине подобная мера не реализована в свое время. Он допускает, что при грамотном подходе к реализации шага к 2014 году около половины украинцев имели бы российские паспорта.
А тем временем с высокой скоростью сокращается количество людей, которые говорят на русском языке. Известно, что в 1990 году русскоязычных граждан разных стран было около 350 миллионов. На данное время из количество сократилось в 1,5 раза. Не исключено, что последовательная реализация концепции «русского мира» может со временем сделать русский язык таким же мертвым, как и некогда довольно распространенная латынь.