Поработавший со многими международными агентствами дизайнер Сергей Скрипченко дал свою оценку новым белорусским деньгам, которые будут запущены в оборот с 1 июля следующего года. Более детально мнение известного дизайнера о новом дизайне белорусской валюты изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
Интернет-издание Onliner.by отмечает, что Беларусь уже сутки обсуждает новые деньги, которые правительство намеревается запустить в оборот с 1 июля следующего года: кто новые деньги ругает, а кто-то, наоборот, радуется простоте дизайна и приятной лаконичности цифр. Свою оценку дизайну новых монет и банкнот дал и известный дизайнер Сергей Скрипченко, сотрудничающий со многими международными рекламными агентствами. Давая оценку эстетической стороне новых белорусских денег, он назвал их общий уровень неоригинальным, хотя и достаточно культурным.
Отметим, что общая концепция дизайна новых банкнот национальной валюты соответствует девизу "Мая краіна — Беларусь", и каждая из них посвящена одной из областей страны и столице Беларуси, причем соответствие той или иной области номиналу купюры было решено определять в алфавитном порядке. На лицевой стороне монет, которые будут введены в обращение в следующем году, изображен белорусский герб, на оборотной стороне нанесены цифры, обозначающие номинал.
Скрипниченко первым делом отметил, что в дизайне новых денежных знаков присутствует общий культурный уровень, однако при этом обратил внимание и на отсутствие оригинальности, и на старомодность дензнаков. Он напомнил, что после того, как развалился Советский Союз, и все бывшие республики начали выпускать свои деньги – гривны, литы, тенге, и так далее – все первые выпуски отличались просто великолепным дизайном. Сразу было понятно – перед тобой деньги: сохранялся класс данного объекта, и человек четко понимал, что это не фантик и не открытка. При этом все национальные валюты бывших союзных республик обладали очень яркой индивидуальностью.
Однако постепенно, со временем, и гривны, и литы, и тенге претерпевали визуальные изменения, причем радикального характера, приводившие в итоге к появлению какого-то единообразия. Такое впечатление, будто бы в мире существует некий тренд, и все они стремятся находиться именно в этом тренде. В результате купюры становились все менее оригинальными, и, например, украинская гривна сегодня наиболее ужасная: типографика там просто ужасная, словно кто-то поработал в Word.
Вполне возможно, действительно, существует некий эталон, к которому все стремятся – Скрипниченко.
Нечто подобное можно сказать и о единой европейской валюте, с дизайном которой сегодня происходят похожие изменения. Вполне возможно, действительно, существует некий эталон, к которому стремятся все, осознанно или нет. Многие национальные валюты тем или иным образом по визуальному впечатлению напоминают евро: у них могут быть другие шрифты или цвета, однако при рассмотрении купюры ты все равно понимаешь: она похожа на евровалюту.
Во времена Советского Союза национальная валюта Болгарии – левы и стотинки – выпускалась на Ленинградском монетном дворе, причем штамповали болгарские деньги по одному шаблону с советскими, и бывали случаи, когда людям давали на сдачу болгарские монеты. В болгарских деньгах использовалась другая символика, но всем было понятно – это советские деньги. Сегодня мы наблюдаем нечто подобное: евро является тем эталоном, к которому стремятся все, как ранее стремились к схожести с советским рублем.
Возвращаясь к новым белорусским деньгам, изображения которых выложил Национальный банк, дизайнер отметил, что в данном случае также есть определенные вопросы по типографике. Он подчеркнул, что деньги являются не просто документом – по мнению дизайнера, они должны при этом обладать еще и довольно высокой долей непохожести. Типографика предполагает создание новых, полностью оригинальных шрифтов, равно как и творческое переосмысление уже существующих. Однако, глядя на новые белорусские монеты, также складывается впечатление, будто их делали в Word – шрифты здесь вовсе не монетные. Присутствуют некоторые шероховатости и в купюрах – например, на буквах довольно нелепые обводки. Впрочем, если говорить в целом, то новые денежные знаки похожи на национальную валюту многих других стран и смотрятся достаточно культурно.
Говоря о рисунках на новых купюрах, Скрипниченко отметил, что его знакомые как раз спорили на эту тему: почему на купюрах не изображены известные персоны. По словам дизайнера, он задумался над этим – ведь персоны изображены на валютах далеко не всех стран. В мире нет какого-то единого мануала, брендбука, которые бы регулировали, что конкретно нужно изображать на деньгах, и поэтому каждая страна делает их такими, какими хочет. Деньги являются лишенной политической окраски функциональной вещью – главное, чтобы они были сделаны качественно и не рвались.
В этой связи Скрипниченко предположил, что решение отказаться от каких-либо персон на новых белорусских купюрах было принято для того, чтобы не возникало никакого общественного напряжения: чтобы избежать этого, при выборе изображений решили придерживаться некой нейтральной позиции. При этом он подчеркнул, что не нужно сравнивать новые и старые купюры, поскольку это просто два совершенно разных графических проекта, не более того.