Аналитики прогнозируют возможные события на протяжении 5 президентского срока Александра Лукашенко. Наталья Макушина не верит, что Беларусь сможет выйти из затянувшейся эпохи застоя, об этом сообщают журналисты раздела «Новости мира» интернет-издания для трейдеров «Биржевой лидер» со ссылкой на Deutsche Welle.
Обозреватель DW Наталья Макушина в своей публикации попыталась спрогнозировать развитие ситуации в Беларуси на протяжении очередного президентского срока Александра Лукашенко. Известно, что 6 ноября в Минске состоялась 5 церемония инаугурации президента. Эксперт полагает, что единоличное правление главы государства не дает никаких оснований надеяться, что государству удастся вырваться из эпохи застоя.
В ходе церемонии инаугурации Лукашенко произносил присягу, держа руку на Конституции. Ранее в 1996 и 2004 годах положения Основного закона менялись дважды, для достижения усиления единоличной власти президента. Несмотря на нарушения в ходе избирательного процесса, зафиксированные множеством наблюдателей, 11 октября текущего года Центризбирком в очередной раз признал Александра Григорьевича президентом. По данным ЦИК, поддержку Лукашенко выразили 83,47 процента избирателей. Протестовать против продолжения правления действующего главы государства до 2020 года белорусы не стали.
Выборы в Беларуси традиционно заставляют общественность ждать разгрома оппозиции. Однако в этом году обошлось без протестов и другого рода неприятных инцидентов. В результате Минск получил благодарность от международного сообщества в виде временной отмены санкций Брюсселя и Вашингтона. Макушина уверена, что сохранение действующего политического режима в Беларуси вряд ли приведет к каким-либо существенным достижениям в экономике, настойчиво требующей реформирования. Эксперт констатирует боязнь Лукашенко перед изменениями и утверждает, что для авторитарного правителя и всей страны пятый президентский срок будет на самом деле тяжелым.
Застой по-прежнему актуален.
Пятую церемонию инаугурации обозреватель называет удобным случаем для подведения итогов многолетнего правления Александра Григорьевича. Макушина утверждает, что в 1994 году, когда президентскую должность получил депутат Верховного совета, бывший директор совхоза, никто даже подумать не мог, что он задержится у главного руля страны на 2 с лишним десятилетия. И уж тем более сложно было поверить в то, что под его правлением государство придет к самому краю экономической пропасти, от которой он обещал Беларусь отвести.
С самого начала его правления было понятно, что идти по пути политического и экономического переустройства Лукашенко не собирается. В Беларуси сформировалась система власти, обязательным условием существования которой является наличие дешевых российских энергоносителей и пирамиды из кредитов. Примером кардинальных экономических преобразований постсоветская Беларусь не стала, хотя жители страны достаточно долго ждали от президента создания сильного и процветающего государства.
Еще в конце 90 годов прошлого столетия велись дискуссии о том, может ли Беларусь превратиться в «европейского тигра» с помощью западных инвестиционных проектов и по примеру восточноазиатских государств. Сейчас можно констатировать, что эти дискуссии остались в прошлом. Неоднократные случаи конфискации бизнеса и отсутствие независимой судебной системы, защищающей права собственности, инвесторов успешно отпугнули. Золотовалютные резервы сократились до 4,6 миллиардов долларов. Внутренние инвестиции практически отсутствуют, доступ к внешним рынкам кредитования ограничен, промышленность производит неконкурентоспособную продукцию.
На протяжении довольно длительного периода времени официальный Минск делал ставку на рынок России. Поэтому белорусская экономика незамедлительно обвалилась, когда в стране-союзнице, потребляющей около 50 процентов экспортной продукции предприятий Беларуси, грянул кризис, вызванный падением стоимости нефти. Несмотря на попытки власти объяснить присутствие кризиса внешними факторами, очевидно, что одной из главных его причин является отсутствие структурных реформ.
Реформирование неизбежно, но нежелательно.
Необходимость реформирования в максимально сжатые сроки назвали обязательной сразу после выборов чиновники президентской администрации и представители экономического блока правительства. Справедливости ради следует отметить, что призывы к реформированию должны были прозвучать еще вчера. Тем не менее, главным противником преобразований по-прежнему является президент Лукашенко.
Судя по его заявлениям, глава государства считает неприемлемыми «любые реформы, особенно радикального характера, в кризисный период». Довольно своеобразны также представления президента о реформировании. Он заявляет, что совершенно не имеет значения, что будет производиться предприятиями страны, важна на самом деле только продажа товара, желательно по приемлемой цене.
За своеобразным красноречием Лукашенко, скорее всего, скрывается обычный страх перед переменами, которые с высокой степенью вероятности представят населению президента-популиста в несколько ином образе. Гражданам придется узнать, что единоличное правление Лукашенко стало причиной серьезных проблем в белорусской экономике, а застой в экономической отрасли пропаганда успешно выдавала за неспешное, эволюционное обновление.