Все более пессимистичными становятся долгосрочные прогнозы цен на современную нефть. Эксперты Всемирного банка снизили прогноз по средней стоимости черного золота в 2015 году с 57 долларов до сразу 53 долларов за 1 баррель и сохранили такую оценку для следующего 2016 года. Руководитель Международного энергетического агентства Ф. Бирол уверен, что в ближайшее время она снизится до 45 долларов за баррель и будет оставаться такой в течение весьма длительного периода. Аналитики Goldman Sachs утверждают, что избыток предложения черного золота на мировом рынке станет поддерживать определенно низкие цены в течение 15 следующих лет. Их долгосрочный прогноз официальной стоимости нефти - меньше 50 долларов за баррель.
Многие международные организации заявляют о позитивном влиянии такой низкой нефтяной цены на мировую экономику: якобы более дешевая энергия позволит уменьшить себестоимость производства и непосредственно объемы энергетических госсубсидий, а освободившийся ресурс – резко увеличить масштабы общемирового потребления. К примеру, согласно расчетам МВФ, спад нефтяных цен на примерно 10% приводит к возрастанию мирового ВВП где-то на 0,2%. Но целый год с низкими ценами на черное золото показал, что его удешевление пока не оправдывает ожидания, а в мировую экономику приносит все новые проблемы.
Эпоха нефтяников проходит.
Буквально несколько месяцев назад все без исключения гадали, насколько именно затяжным окажется тренд "дешевой нефти". Главные факторы, оказывающие влияние на цену, являлись диаметрально противоположными. С одной стороны, абсолютно беспрецедентное увеличение предложения благодаря сланцам США и отказу представителей ОПЕК от ограничений по своей добыче. Плюс к этому ожидания выхода на рынок такого сильного игрока как Иран. С другой – невероятная нестабильность на территории Ближнего Востока из-за ИГИЛ и неизменный огромный спрос на нефть со стороны КНР. Но уже к лету стало вполне очевидно, что если нефть даже начнет дорожать, то совсем незначительно. А более правдоподобной перспективой является последующее падение цен - по представленным версиям до 45-50 долларов.
Разные нефтегазовые компании, которые время от времени заверяли общественность, что не имеют намерений менять собственные инвестиционные планы, неожиданно изменили тон. Сейчас они стараются по возможности тише (чтобы не спровоцировать падения стоимости личных акций) сворачивать многочисленные программы. Почти что каждую неделю можно увидеть сообщение о том, что вот уже очередной гигант поумерил аппетиты.
Например, норвежская Statoil полностью остановила работу одновременно нескольких буровых установок, а вот Shell и Qatar Petroleum категорически отказались от планов по строительству нефтехимического предприятия на территории Катара, а чуть позднее Shell второй раз за один год объявила о резком сокращении инвестпрограммы. За последние полгода, в целом, около 70 крупных нефтяных компаний нашего мира сократили заявленные планы по инвестициям где-то на 22%.
На первый план теперь выходит новый вопрос, а именно - кто заменит нефтегазовую область на инвестиционном рынке. Пока что роль лидера многие эксперты предсказывают всевозможным биотехнологиям. Об этом как минимум отчетливо свидетельствуют рейтинги крупнейших компаний согласно версии издания Financial Times. Исходя из их исследования, нефтегазовый сектор, занимавший долгие годы первое-второе места по капитализации в него входящих компаний, не только утратил лидерство, но еще и на второе место пропустил сектор фармацевтики и инновационных биотехнологий (на первом остаются банковские учреждения). Вместе с такими областями, как нефтяное оборудование и непосредственно услуги и горнодобывающая индустрия, природный газ и нефть продемонстрировали самую плохую отраслевую динамику. Поэтому в долгосрочной перспективе аналитики предсказывают лидерские позиции главным образом биотехнологам.
Это все, рано или поздно, но должно было случиться. В нашем мире, где конкуренцию по капитализации функционирующим сырьевым компаниям уже достаточно давно составляет технологическая сфера (та же Apple прочно прописалась на первых позициях среди наиболее крупных компаний), нефть попросту была обречена на сдачу ранее занятых позиций. Уменьшение цен лишь ускорило данный процесс. Совсем иное дело, что финансовые вложения в биотехнологии, последующее развитие которых имеет достаточно много ограничений, до этого считались крайне рискованными. Но утрата привлекательности нефтегазовой областью способна изменить подобное мнение. Как уверяют многие эксперты, в выигрыше останутся как современные инвесторы именно данного сектора, так и все те компании (главным образом, фармацевтические), которые сделают в ближайшее время ставки на такого рода технологии, информируют специалисты издания "Биржевой лидер".
Вместе с тем, из-за спада цен на нефть объемы фининвестиций в мире явно сокращаются. Дело здесь в том, что в последние годы крупнейшими мировыми инвесторами считались не только лишь частные, но и разные суверенные фонды, которые зачастую формировались за счет нефтяных поступлений. Теперь для них времена накопления завершилась, и стартовал период трат. Это означает, что фонды свои деньги переводят из инвестиций в госбюджет.