Даже визит государственного секретаря Соединенных Штатов Америки Джона Керри в Ашхабад не внес прозрачность в вопрос о том, проводятся ли переговоры о постройке военной базы Соединенных Штатов Америки в Туркмении. Эксперты полагают, что это не слухи.
Наблюдатели подчеркивают существенное усиление внимания Соединенных Штатов Америки к Центральной Азии после периода падения этого интереса в начале 2000-х годов. В данном контексте на передний план в качестве партнера для Вашингтона вышел не только Ташкент, но и Ашхабад. В средствах массовой информации Российской Федерации и на русскоязычных интернет-ресурсах в республиках Центральной Азии на протяжении последних недель обговаривается тема переговоров между Соединенными Штатами Америки и Туркменией о стройке в Мары некоего американского военного объекта, который условно можно называть базой ВВС Соединенных Штатов Америки.
Слухи либо действительность?
Однако, официально Пентагон не подтвердил, что Соединенные Штаты Америки проводят переговоры об строении базы в Туркмении, по этой причине пока разговор проводится о слухах, рассказывает в интервью DW немецкий специалист по Центральной Азии Михаэль Лаубш (Michael Laubsch). Однако, как он оценивает, присутствует перечень признаков, подтверждающих о том, что неофициальные консультации по данному вопросу в самой действительности проводятся.
«В Соединенных Штатах Америки после того, как Киргизия приостановила действие договора об применении Центра транзитных перевозок ВВС Соединенных Штатов Америки в «Манасе», на экспертном уровне постоянно проводится разговоры о требовательности создания другой базы в Центральной Азии. Анализ специализированных изданий и публикаций Америки ряда НПО на протяжении последних четырех-пяти недель подтверждает такую тенденцию: специалистов интересует, способны ли Соединенные Штаты Америки рассчитывать на возведение базы в регионе в самые короткие сроки», - продолжил Лаубш.
Специалист полагает, что Соединенные Штаты Америки в настоящее время снова стараются «отвоевать» плацдарм у Российской Федерации и Китайской Народной Республики в Узбекистане, но отдают себе отчет в том, что Ташкент в сегодняшней обстановке вряд ли отправится на резкое ухудшение отношений с Кремлем. По этой причине параллельно проводится проработка «туркменского варианта» - ведь Туркмения формально является нейтральной и не состоит в пророссийских и прокитайских военно-политических формированиях.
Между тем, рассказывает Михаэль Лаубш, это интересует Соединенные Штаты Америки в свете нового этапа переговоров между Брюсселем и Ашхабадом о транспортировке туркменских углеводородов в Европу без Российской Федерации. «Соединенные Штаты Америки проявляют интерес в том, чтобы придать Ашхабаду решимости согласиться на такой стратегический проект, а также держать его под контролем, в том числе военный», - говорит он.