Российская Федерация пошла якобы на неожиданную уступку Украине и предложила платить Киеву по бондам в сумме 3 млрд. долларов посредством рассрочки на 3 года, однако математика подобного предложения говорит о его проблематичности: нарушаются особые условия новых украинских ценных бумаг в размере 12 млрд. долларов. Об этом 17 ноября информирует «Биржевой лидер» со ссылкой на российское издание «РБК».
Владимир Путин вроде крутанул на 180 градусов положение дел с киевским долгом Москве?!
Ситуация с ним, как казалось до 16 ноября, зашла окончательно в тупик. Однако во время выступления в Анталье на саммите G20, президент России сообщил, что его страна предлагает перенесение выплат по украинскому долгу на 3 млрд. долларов с декабря текущего года на последующие три года таким образом, чтобы наше государство возвращало ежегодно по миллиарду.
Путин в порыве наигранной откровенности признался сам, что такое предложение от самого себя считает «неожиданным». Эксперты редакции «Новости Мира» журнала для инвесторов «Биржевой лидер» полагают, что до этого РФ настаивала на выплатах 3 млрд. долларов всецело в полных объемах и в срок – не позднее нынешнего года.
Предложение Кремля, какое бы щедрое оно ни представлялось на первый взгляд, может на самом деле быть проблематичным.
Всему виной особенная оговорка, которая включена в украинские новые облигации на сумму 12 млрд. долларов. В них оговаривается, что не может Украина предоставить Российской Федерации лучших с точки зрения финансов условий, чем полученные коммерческими кредиторами.
Путин в Анталье подчеркнул, что он не просто соглашается на реструктуризацию долга Украине, но и предлагает условия получше для этого, чем от Москвы просило руководство Международного валютного фонда. Ее просили осуществить перенос выплат 3 млрд. долларов на следующий год, а она изъявила, дескать, готовность идти даже на «более глубокий реструктуризационный процесс» – разбить на три года платежи. При этом РФ, со слов ее главы, попросила по данному кредиту гарантий от правительства США или же от «одного из международных солидных финансовых учреждений». Кстати, Соединенные Штаты уже ранее предоставили гарантии на выпуски отечественных облигаций в размере 2 млрд. долларов.
До нынешнего дня складывающаяся вокруг долга Киева Москве ситуация, похоже, катилась к дефолтному состоянию в декабре и последующим судебным тяжбам в Лондоне (согласно условиям облигаций, которые были выпущены в декабре позапрошлого года). РБК в этой связи ссылается на высокопоставленного федерального чиновника, говорившего в октябре, что «судебный процесс [с Украиной] будет тянуться ряд лет». Украинский же премьер Яценюк громогласно заверял, что наша страна готова к юридическим войнам с Кремлем. Однако вопрос на минувшей неделе с мертвой точки сдвинулся: министром финансов Натальей Яресько было поведано украиским СМИ о предварительном желании российского руководства встретиться по данной теме после антальской встречи на высшем уровне в формате G20.
Путин пояснил, что переговорил про такое предложении с руководителем МВФ госпожой Лагард и американским президентом Обамой и теми оно воспринято «с интересом». Но инициатива Российской Федерации не гарантирует, что проблема может быть урегулирована. Ведь в новых украинских облигациях, выпущенных недавно в пользу кредиторов коммерческих с намерением реструктуризации, содержится особый пункт про отсутствие привилегий для держащих старые ценные бумаги (Most Favoured Creditors). РФ есть единственная, которая не согласилась с реструктуризацией облигаций, предполагавшей списание пятой части номинальной бумажной стоимости и успешно завершившейся 12 ноября. Теперь Киев не имеет юридического права на согласие с украинско-российской сделкой, если ее приведенная чистая стоимость (present net value, PNV – оценка будущих всех денежных дисконтированных потоков от рассматриваемой инвестиции) выше, чем у облигаций новых.
Это подтвердила и министр Яресько на прошедшей неделе, когда заявила: «Мы не имеем юридического права на предложение кому-либо условий лучше, чем те, которые согласованы с иными кредиторами».
PNV отечественных облигаций, обретенных инвесторами по обмену, составила приблизительно семьдесят процентов от первоначальной бумажной стоимости (исходя из десятипроцентной ставки дисконтирования, оговоренной проспектом новых запущенных бондов). Ряд подсчетов показывает, что даже если Россией будет реструктурирован долг Киева на 3 млрд. долларов на оглашенных ее президентом условиях, то она получит больше, чем согласившиеся на реструктуризацию коммерческие кредиторы. И, значит, будут нарушены условия в новых бондах, что влечет за собой обязанность Украины в компенсации инвесторам премии по PNV, полученной у РФ. Это же окажется дополнительными затратами для киевских властей.
По мнению многих аналитиков, озвученное Владимиром Путиным предложение носит, конечно же, политический характер, но юридические его аспекты не совсем пока ясны. Может быть, существующие ценные облигации в объеме 3 млрд. долларов будут заменены на двустороннее украинско-российское кредитное соглашение – в этом, по мнению ряда юристов, нет какой-либо правовой проблемы.