Гела Васадзе, грузинский политолог, анализируя, зачем сегодня Российская Федерация заигрывает с Грузией, напоминает о бесплатном сыре, который, как известно, бывает только лишь в мышеловке. Более детально мнение политолога относительно того, почему сегодня Москва заигрывает с Тбилиси, изучали журналисты раздела "Новости Мира" издания "Биржевой лидер".
В интервью изданию "Новый регион" Гела Васадзе заявил, что проявленная Россией инициатива, направленная на смягчение визового режима с Грузией, вызвана возникшей у Кремля необходимостью обеспечить себе прорыв на грузинском направлении своей внешней политики. В итоге, в Кремле неожиданно появляются добрые самаритяне, считающие, что плохой мир всегда лучше хорошей войны, и поэтому не нужно препятствовать братскому народу в выражении им братских чувств путем беспрепятственных поездок как в Москву, так и в другие российские города. При этом все, как говорится, делается для людей, и все ради людей. При этом, по высочайшему велению РФ, беспрепятственно в Россию можно будет ездить не всем, а только лишь определенным категориям граждан. Впрочем, иронизирует политолог, на полную отмену виз для жителей Грузии Кремль никогда не пойдет, даже при условии очень хорошего поведения Грузии.
Он объяснил, что Кремлю в 2012 году удалось привести к власти в Грузии команду политиков, контролируемую российским олигархом Бидзиной Иванишвили, однако это вовсе не означало автоматического решения всех проблем между Москвой и Тбилиси. В Грузии слишком прочны были выстроенные прошлой властью государственные институты, слишком серьезными были институциональные связи страны с западным миром. Было запущено слишком много проектов, начиная от партнерства с Европейским Союзом и Североатлантическим альянсом, и заканчивая логистическими и энергетическими коридорами, и остановить все эти проекты чрезвычайно сложно.
Россия сделала ряд шагов в направлении укрепления своего влияния в Грузии – Васадзе.
Учитывая все это, Российская Федерация приняла решение сделать ряд дополнительных шагов с целью укрепления своего влияния в Грузии. К этим шагам относится, например, увеличение на грузинском рынке доли компании "Газпром" путем вытеснения с этого рынка госкомпании SOCAR из Азербайджана. Российскому монополисту вовсе не нужно контролировать все 100 процентов российского рынка – ему вполне достаточно взять под свой контроль и 30 процентов, поскольку в данном случае речь идет вовсе не о коммерции – речь идет о политике. Переговоры на эту тему уже ведутся, и конечной целью переговорного процесса является покупка "Газпромом" магистрального газопровода, который связывает Российскую Федерацию с Арменией. Купив этот газопровод, можно будет объединить ГТС Грузии и Армении, получив при этом выход на Иран.
Восстановление железнодорожного сообщения между РФ и Грузией через территорию Абхазии – это еще одна цель Кремля. В этом году российской стороной уже были проведены все работы, необходимые для восстановления железнодорожного сообщения с Грузией через Абхазию, и теперь очередь за самой Грузией. Несмотря на то, что грузинские власти упорно отрицают тот факт, что переговоры по данному вопросу ведутся, несколько утечек информации по этому поводу все-таки произошло, причем это были осознанные утечки, чтобы, с одной стороны, узнать общественное мнение, а с другой стороны – подготовить это самое общественное мнение.
Конечной целью Москвы здесь является покупка всей Грузинской железной дороги с последующим объединением ее в общую сеть с Южно-Кавказской железной дорогой, контролирующую сеть железных дорог Армении. К этому также нужно добавить и планы по строительству железной дороги до Цхинвали, и в итоге получается контролируемый Российской Федерацией полноценный железнодорожный коридор север-юг.
Последним пунктом плана Кремля политолог называет изменения к закону "Об оккупированных территориях" – по сути, Москва хочет добиться полной ликвидации этого закона, ставшего своеобразной прелюдией восприятия Тбилиси новых реалий, с "независимыми" Южной Осетией и Абхазией. Васадзе полагает, что без этого шага будет невозможно восстановить полноценные отношения между Тбилиси и Москвой, равно как и невозможно будет включить Грузию в орбиту влияния Кремля, как политического, так и экономического.
Получается, что в сложившейся ситуации инициатива России о смягчении визового режима с Грузией играет роль "пряника", и остается ответить только лишь на один вопрос: почему форсировать события Кремлю понадобилось именно сейчас? Васадзе отметил, что на данный вопрос у него есть весьма неожиданный ответ – политолог напоминает о парламентских выборах, которые должны состояться в Грузии через год. Поэтому, полагает он, уже сейчас возникла необходимость в зачистке политического поля.
Впрочем, это еще не главное – после того как Москва потерпела неудачу на украинском направлении, а эта неудача уже очевидна для всех, а также после не очень удачного входа в сирийский конфликт, Кремль нуждается в новом варианте для свершения своих ратных подвигов, и вариантов у него осталось только два: Кавказ и Центральная Азия. Наименее рисковым, и в то же время способным принести славу вариантом для Москвы представляется "принуждение к миру" азербайджанцев и армян" с размещением в Нагорном Карабахе "миротворцев" РФ, однако для этого России необходимо взять Грузию под свой полный контроль.