После атак «Исламского государства» на Францию финрынки охватила нервозность. Сначала цены на «черное золото» пошли вверх - в начале торгов на нью-йоркской и лондонской биржах Brent торговалась на 44,75 за баррель, а к закрытию торгов - на уровне 44,56 доллара. Так, цена поднялась всего лишь на 0,2 процента против «черной пятницы 13-го». «Динамика котировок является свидетельством того, что никаких глобальных изменений в настроениях инвесторов не наблюдается», - отмечают эксперты.
Прогнозы скорой рецессии во Франции или авиационные удары по нефтяному бизнесу группировки «Исламское государство» не заставили инвесторов пересматривать свои стратегии. Следует отметить, что до настоящего времени туризм обеспечивал порядка 7 процентов французского ВВП. Теперь данный сектор экономики, скорее всего, сократится. Уже начали падать в цене акции национального авиаперевозчика Air France, а также крупной сети отелей Accor. К значительному сокращению оборота - порядка 30–40 процентов – готовятся и в модных бутиках Парижа. Согласно словам экономиста Фридриха Шнайдера из университета Линца, еще до террористических атак Франция испытывала проблемы со снижением дефицита бюджета и значительным уровнем государственного долга: «Теперь Франции потребуются дополнительные средства еще и для ведения военных действий».
Мнения экспертов.
По мнению многих экспертов, Европейский центробанк вряд ли решится на дополнительные меры поддержки только ради одной Франции. По крайней мере, пока рецессия не угрожает всей европейской экономике. Вместе с тем, по мнению экспертов, теоретически такая угроза существует. Они напоминают, что теракты в 2001-м в Америке создали угрозу экономического сжатия, с которой смогли справиться благодаря кредитному стимулированию экономики. «Если после терактов в США была возможность понизить ключевую ставку, то в нынешней ситуации такой вариант малореален, - отмечает экономист Михаил Делягин. - В Европейском центробанке на данный момент ставка и так уже ниже некуда. Уровень базовой учетной ставки - 0,05 процента, а базовая депозитная ставка минусовая (–0,2 процента)». «Пока Франция не похожа на США после терактов в 2001-м, - полагает эксперт. - Тогда весь мир проснулся другим».
После атак террористов на Америку в 2001-м индекс Доу–Джонса опустился на рекордные 7,1 процента. Владельцы американских акций тогда потеряли порядка 1,2 триллиона долларов. Одно лишь разрушение башен-близнецов Всемирного торгового центра обошлось в 55 миллиардов долларов, а запрет на авиаперелеты - еще в 123 миллиарда долларов. Свыше 1,6 триллиона долларов Америка потратила на войну в Афганистане и Ираке. Американские денежные власти решились на беспрецедентную закачку денег в экономику. В результате такой политики сильно выросли цены на сырье. Цена «черного золота» взлетела с около тридцати долларов в 2002-м до 135 долларов в 2008-м. Однако возможно ли это в нынешней ситуации? «Трагедию в Париже рынки переварили в рабочем режиме, - отмечает Никита Масленников, являющийся руководителем направления «Финансы и экономика» Института современного развития. - Точно так же они «съели» и авиакатастрофу российского самолета над Египтом. Так что существенного влияния террористических атак на стоимость сырья пока не наблюдается».
Такого же мнения придерживается и Михаил Крутихин, партнер консалтингового агентства RusEnergy: «Нефтяные цены сегодня в большой степени зависят от соотношения предложения и спроса. Пока на рынке достаточно предложения, тогда как спрос ограничен». Следует отметить, что, согласно оценке МЭА, нефтяные запасы в мире уже достигли рекордных 3 миллиардов баррелей.
Согласно мнению аналитиков, цены на нефть могут отреагировать только на начало международной наземной операции в Сирии. «Боевые действия могут даже добавить порядка 30–40 долларов к сегодняшней цене. Однако за краткосрочным экономическим эффектом может последовать рецессия всей мировой экономики», - полагает Масленников.
Значительное влияние на рынки могут оказать бомбардировка путей транспортировки «черного золота», в частности, акватории Персидского залива или Суэцкого канала, полагает Крутихин. «Разные сообщения об уничтожении на сирийской территории колонны автоцистерн, перевозивших «черное золото», больше похожи на пиар-акции. Ведь там перевозилось ничтожно малое количество «черного золота», и его уничтожение никак не повлияло на уровень мировых запасов», - отмечает Крутихин.
«Минимум четверть доходов «Исламского государства» составляет торговля нефтью», - подчеркивает Делягин. За день тергруппировка, согласно данным Associated Press, добывает порядка 30 тысяч баррелей в Сирии и в пределах 10–20 тысяч баррелей в Ираке. Доход «Исламского государства» за месяц составляет порядка 40–50 миллионов долларов. «Американская сторона видит свою задачу в том, чтобы в этот конфликт втянуть побольше участников, однако при этом сохранить невысокие мировые нефтяные цены. На мой взгляд, на будущий год их уровень - около 50 долларов за баррель», - полагает экономист.
Вместе с тем есть и иные прогнозы - повышение нефтяных цен до шестидесяти долларов к середине 2017-го. «Сейчас многие государства откровенно демпингуют. Вопрос только в том, на сколько времени им хватит запаса прочности», - подчеркивает Масленников.
Автор: Екатерина Кравец