В настоящее время украинская тема отодвинута Кремлем на второй план, и теперь там мечутся в поисках новой информационной жвачки для рядовых российских обывателей. Более детально о том, что может предложить россиянам Кремль взамен Украины, изучали журналисты раздела "Новости мира" издания "Биржевой лидер".
Как отмечает информагентство "Росбалт", центральным вопросом состоявшегося в московском пресс-центре информационного агентства заседания Политклуба "Росбалта" стал вопрос о том, какая позитивная повестка может быть предложена рядовому российскому обывателю Кремлем после того, как тема Украины была задвинута на второй план. Стоит сразу отметить – речь на заседании шла не о полном закрытии проекта "Новороссия", поскольку в ближайшем будущем данный проект, скорее всего, закрыт не будет, и поэтому на Донбассе еще довольно долго будут ощущать как дыхание Москвы, так и ее поддержку, оказываемую "отдельным районам Юго-Востока Украины".
На заседании Политклуба речь шла о том, что в российском информпространстве тема Украины уже перестала быть доминирующей, и постепенно она превращается в "одну из многих". Иными словами, процесс вербальной мобилизации российского населения вокруг украинской темы, выступавшей в течение последних двух лет в качестве стержня государственной пропаганды и ставшей способом решения экономических и социальных внутрироссийских проблем, вернее, способом, позволяющим заретушировать эти проблемы борьбой с "хунтой" и с "карателями", постепенно сворачивается. "Ополчение" Донбасса еще довольно долго может грозить походом на Киев или на Львов, однако широкомасштабной войны, скорее всего не будет – так решила Москва. Будут только лишь отдельные вылазки боевиков к линии разделения и локальные перестрелки в зоне боевых действий.
Москва приняла такое решение, поскольку стало понятно – Украина сумела сформировать достаточно боеспособною армию, поэтому, если воевать дальше, то одной лишь "гибридной" войны будет уже недостаточно. Для того чтобы увеличить территорию самопровозглашенных республик до административных границ областей, не говоря уже о возможном походе вглубь Украины, нужно задействовать большое количество живой силы и техники, и конфликт на Донбассе превратился бы уже в полноценную войну между Россией и Украиной, к которой, с высокой долей вероятности, подключились бы страны Европы и всего западного мира, во главе с Соединенными Штатами. Призрак полномасштабной европейской войны с реальной перспективой перерастания в Третью мировую становился все более отчетливым, и к такой войне руководство Российской Федерации не было готово ни психологически, ни политически, ни экономически.
Разворот на Восток так и не состоялся.
Помимо этого, громко ранее анонсировавшийся глобальный разворот нефтяных и газовых "рек" Сибири на Восток, в сторону Китая, а по сути – разворот российской экономики и внешней политики Кремля в сторону Поднебесной, так и не состоялся, а ведь в Кремле, начиная операцию на Донбассе, так на него рассчитывали. Разворот не состоялся в первую очередь из-за позиции самого Китая, настаивающего на своих ценах, по которым Пекин готов покупать российские энергоносители. Кроме того, у России, охваченной тяжелейшим экономическим кризисом, так и не нашлось лишних 50 миллиардов долларов, которые китайская сторона советовала Москве вложить в постройку новых газо- и нефтепроводов. По словам политолога Николая Петрова, профессора ВШЭ, у Российской Федерации просто заканчиваются ресурсы.
На фоне данных неприятностей перед российским руководством встал очень жесткий выбор: войну в Украине продолжать уже нельзя, а разворот нефтегазового экспорта в Китай – высокозатратное и долгое предприятие, причем с весьма сомнительными перспективами и выгодой. В сложившихся условиях Кремлю, скорее всего, весьма плодотворной показалась идея внезапного разворота во внешней политике и переход к борьбе с "мировым злом" в лице террористов ИГИИЛ. Российское руководство, переведя в какой-то момент стрелки на Сирию, решило, судя по всему, убить одним выстрелом сразу двух зайцев.
С одной стороны, на Ближний Восток можно перенаправить всю нерастраченную энергию сторонников "русского мира" – ведь их все равно нужно будет постепенно выводить с украинской орбит. С другой стороны, борьба с терроризмом – очень хорошая площадка для того, чтобы постепенно восстановить нормальные отношения с западным миром. В Кремле, скорее всего, уже окончательно поняли – Европа является для нынешнего типа российской экономики основным внешним рынком.
По всей вероятности, именно с этим следует связывать "неожиданное предложение" президента РФ Владимира Путина о готовности Москвы к реструктуризации украинского долга в размере 3 миллиарда долларов, хотя еще несколько дней назад российские чиновники категорически отказывались даже обсуждать данную тему, грозя Киеву то дефолтом, то судом.
Запад, в свою очередь, также идет на определенные уступки России, в частности, в вопросе сохранения у власти нынешнего сирийского лидера Асада: его дальнейшее пребывание на президентской должности также "реструктуризировано". Между тем в самой России, невзирая на красивую телевизионную картинку, повествующую об успехах в борьбе с терроризмом, началась массовая забастовка дальнобойщиков – страна уже давно не видела столь организованных и массовых социальных протестов. Чем ответит российское руководство, сможет ли оно предложить что-то, кроме репрессий – ответ на этот вопрос, вероятнее всего, будет известен уже в самое ближайшее время.