Представители издания «Крым.Реалии» накануне опубликовали интервью с Карэном Пайразяном, который благодаря своему опыту работы в ЮКОСе и Роснефти прекрасно ориентируется в том, насколько сильно за последнее десятилетие изменилась российская нефтяная отрасль. По его словам, данная сфера деятельности лишь в короткий отрезок времени существовала при нормальных рыночных условиях, но достаточно быстро все вновь вернулось к советскому стандарту с государственными компаниями.
На самом деле попытки установить здравые рыночные отношения в России предпринимались отечественными специалистами, которые преднамеренно для этого вернулись в начале 2000-х годов на Родину из Соединенных Штатов Америки. Дело тут не только в приличных заработных платах, которые тогда компании предлагали. Многим просто хотелось вывести российскую нефтяную отрасль на современный уровень развития. На тот момент в стране существовало примерно 10-20 довольно приличных компаний, которые честно конкурировали между собой. Крупным инвесторам было важно обойти конкурентов в технологическом и кадровом плане. Из-за этого из-за океана и возвращались ранее выехавшие профессионалы.
Кардинальным образом все изменилось после разгрома ЮКОСа. Данное событие шокировало специалистов, которые уже постепенно начали верить в счастливое будущее. Мало кто попросту мог предугадать, что в России в 21-м веке могут так поступить с самой крупной и перспективной нефтяной компанией. До последнего момента еще оставались надежды на то, что уполномоченным должностным лицам удастся договориться, но в итоге на телевидении показывали кадры, на которых падали эмблемы компании.
Все это было подано среднестатистическим зрителям в качестве развала сплошного зла или фашистской Германии. После этого оставалось уже слишком мало шансов на то, чтобы продолжить успешно объединять высококачественные западные технологии с российскими традициями в плане разработки месторождений и добычи сырья. Вышло так, что на местах оставались самые настоящие профессионалы, которые имели четкий стратегический план развития отечественной нефтяной отрасли, но государство в один момент отобрало у них мечту. Вместе с тем был отобран шанс на развитие своего положения у гражданского населения.
Постепенно, к сожалению, даже самые оптимистичные эксперты стали понимать, что почва под их ногами уже не такая твердая, ведь государство все сильнее атаковало частные компании. Зарубежные эксперты в то же время осознали, что русские их абсолютно не уважают и мечтают о том, чтобы изгнать их из своей страны. В таких условиях явно не хочется помогать России развиваться. Все эти факторы привели к тому, что действия иностранных менеджеров даже самым прямым образом мешали российским компаниям улучшать собственные позиции на международной арене. В такой ситуации государство стало усиливать свои позиции.
Оглянувшись назад, можно смело отметить, что многим бизнесменам еще повезло, что им удалось именно продать собственные компании. В том случае, если бы они оставались в данной стране до победного конца, то история ЮКОСа вполне могла бы вновь и вновь повторяться. В результате на первые позиции вышла Роснефть. В такой компании уверено могут себя чувствовать исключительно ярко выраженные сторонники министерского бюрократизма и всеобщего тоталитаризма. Игорь Сечин реально стал принимать все без исключения решения. Никаких аппаратов и департаментов ему для этого не нужно было. Фактически рядовой сотрудник даже в отгул должен был отпроситься лично у него. Наверняка, на сегодняшний день ситуация кардинальным образом не изменилась.
Система царизма не работает в коммерческой структуре.
Деловое издание «Биржевой лидер» напоминает о том, что на сегодняшний день компания Роснефть контролирует половину всей российской нефтедобычи. При этом всем общественность практически не реагирует на то, что данная крупнейшая компания продолжает регулярно просить триллионы рублей из Фонда национального благосостояния. Что касается лично Игоря Сечина, то данный специалист явно лучше остальных подходит на роль тоталитарного лидера, который в то же время является всего лишь поставленным лицом. Безусловно, он получает самое настоящее удовольствие от того, что все сосредоточено в его руках. Фактически он сделал из Роснефти филиал всей России, ведь в агрессивном государстве также все завязано исключительно на одном человеке. Аналогии с Советским союзом в данном случае напрашиваются сами по себе.
Результаты процесса изменения нефтяной отрасли оценить не так уж и сложно. Еще в 2003 году люди с удовольствием и надеждами ехали для работы в Россию. Теперь подавляющее большинство специалистов уже вновь вернулись в цивилизованное общество. Оставшиеся люди попросту ищут способы для того чтобы последовать примеру своих коллег. 12 лет назад существовал вера в то, что в России, как и в США будет существовать множество нефтяных компаний, которые будут давать рабочие места гражданскому населению и стремительно улучшат основные экономические показатели. Теперь же ясно, что российская традиция с набиванием карманов конкретных лиц за счет страны и ее народа продолжает благополучно существовать.