После террористических актов в Париже французы все реже употребляют название «Исламское государство». «Франция будет безжалостно бороться с боевиками из ДАИШ», - сказал после терактов президент Франции Франсуа Олланд. Несмотря на то, что название терорганизации не произносилось в его привычном употреблении, однако французы поняли своего лидера, поскольку руководители государства не единственные, кто именуют группировку ИГ ДАИШ. Вслед за французским президентом название ДАИШ употребил также и госсекретарь Джон Керри во время своего выступления на саммите в Вене (14-15 ноября), сразу после терактов в Париже.
Еще в прошлогоднем сентябре глава французского внешнеполитического ведомства Лоран Фабиус призвал общественность страны отказаться от обозначений ИГИЛ и ИГ, так как «это террористическая организация, а не государство». По мнению министра, названия «Исламское государство Ирака и Леванта» или «Исламское государство» «стирают границы между мусульманами, исламистами и исламом». С того времени аббревиатуру ДАИШ начали постепенно использовать многие французские СМИ, а после недавних терактов эта тенденция существенно усилилась - теперь иные обозначения этой организации джихадистов стали редкостью.
Почему ДАИШ?
ДАИШ - это сокращение от названия вышеуказанной экстремистской организации на арабском языке. Это, по сути, то же, что и ИГ, только на арабском. Слово ДАИШ в отношении к ИГ традиционно используют противники этой терорганизации, поскольку аббревиатура ДАИШ созвучна с арабскими словами, которые обозначают «сеющий раздор/разрушения».
«Исламское государство» много внимания уделяет своему пиару, поэтому неудивительно, что в связи с негативной коннотацией сами сторонники этой группировки не любят такое сокращение, как ДАИШ. Согласно сообщениям СМИ, боевики даже грозят «отрезать языки» всем, кто станет их так называть.
Во многих государствах Запада дебаты относительно того, как называть тергруппировку «Исламское государство», начались уже более года назад - после провозглашения «Исламским государством» халифата в прошлогоднем июне и переименования себя в ИГ из ИГИЛ. Во Франции данное обсуждение привело к переходу к акрониму ДАИШ.
Генсекретарь Социал-демократической партии ФРГ Ясмин Фахими высказывалась против использования таких определений как «радикально исламский» или «исламский» в отношении «Исламского государства», чтобы не относить к боевикам всех мусульман в Германии. Но в ФРГ дискуссия на эту тему не привела к практическому результату. Все крупные немецкие средства массовой информации используют аббревиатуру ИГ и название «Исламское государство».
Активнее тема названия указанного террористического движения обсуждалась в Великобритании. Имамы, которые проживают на территории страны, просили правительство называть организацию «Неисламским государством». Премьер же предложил добавлять перед словосочетанием «Исламское государство» слова «так называемое».
Важность выбора слов.
До настоящего времени в РФ был только один случай, когда политики говорили о возможных вариантах названия ИГ. Следует отметить, что россияне тоже часто употребляют устаревшее ИГИЛ. Как заявил в марте месяце Рамзан Кадыров, исламские ученые выступили с предложением расшифровывать ИГ как «Иблисское государство» (дьявольское). Правда, с того времени, кроме самого Кадырова, никто из российских деятелей и СМИ не перешел к такому обозначению.
Согласно мнению Игоря Яковенко, являющегося председателем профсоюза журналистов «Журналистская солидарность», идея «снижения статуса» при обозначении ИГ при помощи акронима ДАИШ в целом верная. Правда, он полагает, что принципиального значения это не имеет. «На мой взгляд, подавляющее большинство объектов вербовки не читает газет и к СМИ особо не прислушивается, - пояснил он. - Поэтому если даже начать называть их по-иному, вряд ли это снизит их притягательность».
С ним не соглашаются эксперты в области психолингвистики. «Слова очень важны, поскольку они формируют неосознаваемую установку к обозначаемой реальности», - уверен Евгений Тарасов, начальник отдела психолингвистики Института языкознания РАН. Согласно его мнению, название «Исламское государство» хоть и не способно само по себе вербовать сторонников для организации, однако может создавать готовность к восприятию их идей.
Как подчеркивает Маргарита Воловикова, завлабораторией психологии личности Института психологии РАН, каждый раз, когда употребляется словосочетание «Исламское государство», в человеческом подсознании все глубже фиксируется связь между исламом и терроризмом, внушается страх перед группировкой. Согласно словам Воловиковой, восприятие ИГ у людей формируется по такой схеме: «Исламское - означает террористическое, а государство - значит мощное структурированное образование».
Согласно мнению Игоря Яковенко, теоретически в РФ по примеру Франции возможен переход к аббревиатуре ДАИШ. Он видит для этого такие возможные пути: если авторитетный медиасубъект серьезно займется созданием такой моды и если властями будет принято такого рода решение, а также будет проведена соответствующая кампания. «Однако пока я не наблюдаю такого рода импульсов», - отмечает Игорь Яковенко.
Автор: Екатерина Кравец