Менее чем через месяц, 20 декабря, истекает срок погашения российского кредита, который Украина получила еще при правлении Януковича в сумме 3 млрд. долларов. Теперь часть политиков утверждает, что этот кредит был на самом деле взяткой Януковичу за политическую лояльность, другие отмечают, что страна уже потеряла значительно больше после российской агрессии в Крыму и в Донбассе. В обоих случаях спикеры предлагают не платить по счетам.
Данная позиция была поддержана решением Верховной Рады, которая позволила правительству не платить по сделкам с государственным и гарантированным государством долгам, чем Кабмин грозится воспользоваться, введя мораторий на выплату по российскому кредиту. «Главком» побеседовал с исполнительным директором Международного фонда Блейзера Олегом Устенко о нюансах ситуации и предложении российской стороны по реструктуризации кредита, передает издание «Биржевой лидер».
Со стороны Украины не раз прозвучало настойчивое предложение России урегулировать ситуацию по долгу в том же ключе, как это было сделано с другими кредиторами, однако в Москве отказались, считая обсуждаемый кредит межгосударственным. Но при этом на недавнем саммите G20 в Анталии российский президент достаточно неожиданно заявил о предложении России реструктуризировать украинский долг, впрочем, неконкретизировав это предложение кроме пояснения, что выплата долга могла бы произойти за три года, начиная со следующего.
Как напомнил историю вопроса Устенко, кредит Украине был оформлен в конце 2013 года, когда страна оказалась в тяжелой финансовой ситуации с сокращением золотовалютных запасов. При этом спрос на валюту в месяц составлял до двух млрд. долларов. В связи с этим Украине понадобились внешние заимствования. На международных рынках заимствования стоили для Украины 12 процентов годовых, что безусловно дорого. Сотрудничество с МВФ было приостановлено. Поэтому начались переговоры с Россией. Договорились одолжить 15 млрд. долларов. На тот момент так оценивались все потребности страны. Согласно договоренности на Ирландской бирже были размещены украинских евробонды. Первый транш был получен в сумме 3 млрд. долларов. Без упоминания о политической подоплеке, российские деньги для Украины были выгодны, их дали под 5 процентов годовых, и вернуть их необходимо 20 декабря 2015 года.
Как отмечает эксперт, российская сторона в контракте 2013 года сделала приписку относительно уровня госдолга Украины к ВВП – если он превысит 60 процентов, то она имеет право поставить бонды к оплате украинской стороной. Уже в начале текущего года украинский госдолг стал стремительно расти к ВВП и поднялся до 75 процентов и россияне могли требовать бонд к оплате. До сегодняшнего дня они оплату не потребовали, но на самом деле ситуация остается миной замедленного действия. В связи с этим Устенко настаивает на том, чтобы Украина погасила кредит перед Россией с тех пор как появились деньги от МВФ и прочих международных финансовых институтов.
Что касается спора между сторонами относительно статуса долга, то в Москве настаивают на межгосударственном статусе. При этом они указывают на то что в расчете использовались не частные средства, а деньги квазисуверенного фонда РФ - Фонда благосостояния, к тому же бонды были размещены под 5 процентов годовых, а не 12 процентов, которые были на рынке. Аргументация Украины могла строиться собственно на тех же фактах, но в противоположной подаче. Российские деньги относились к квазисуверенному госфонду, а не напрямую к госбюджету РФ, то тесть имело место обычное коммерческое размещение.
Теперь Украина говорит, что не выплатит до 20 декабря деньги по бондам, объявит технический дефолт, а по истечению десяти дней Россия пойдет в Лондонский арбитраж и там стороны продолжат свой спор. Однако Путин выступил на форуме G20, предложив возможность реструктуризировать долг. Но при этом, как указывает эксперт, Путин упомянул, что имел короткий разговор с представителями МВФ, тем самым Украина стала не субъектом переговорного процесса, а объектом. Россия, как держатель этого долга, показала намерение обсуждать реструктуризацию с кем угодно, но не с Украиной. По словам Путина, в случае достижения соглашения о реструктуризации, в этом году долг можно не гасить, провести расчет в следующие три года по миллиарду.
Очевидно, как указывает Устенко, что намеренно был проигнорирован вопрос с процентной ставкой. Интрига в том, сколько Украина будет платить. Если сейчас это 150 млн. долларов в качестве 5-процентного купона, то возможно речь пойдет о новой процентной ставке в 7,85 процента, которые государство будет платить по новым реструктуризированным долгам, тем самым сумма может увеличиться до 240 млн. долларов в год. А еще важно, когда будут проводится расчеты. Украина оказалась на развилке – каким бы ни было решение по долгу перед Россией: приняв «план» Путина или отказавшись от него, всюду грозят денежные и репутационные потери. Согласившись на предложение Путина, Украина оказывается перед проблемой взаимоотношений с другими кредиторами, со скрипом согласившимися на реструктуризацию. Согласно принятой на финансовом рынке системе, ко всем кредиторам должно быть одинаковое отношение. Если же украинская сторона заявит международным кредиторам, что признает долг как межправительственный, то выходит, что Россия все время была права относительно статуса долга, это значит репутации Украины будет нанесен колоссальный урон. В Лондонском арбитраже долго разбираться в тонкостях не будут, там посмотрят на контракт как он есть и подтвердят, что деньги должны быть оплачены. Тем самым Украина сейчас оказалась в очень сложном положении.