Военный эксперт из Беларуси А. Алесин считает, что не будет никакой большой войны, но РФ способна дать асимметричный ответ. "Конечно, войны не будет, Россия — крупная ядерная держава. Турция — член НАТО. Разумеется, если между данными государствами возникнет какой-то инцидент, то имеет место большая опасность перерастания в настоящий военный конфликт. Обе стороны станут действовать определенными закулисными маневрами", - рассказал А. Алесин. Он добавляет, что сбитый самолет — это результат явного недовольства действиями россиян на приграничной территории. Давно говорилось, что бомбардировщики РФ бомбят цели вблизи Турции, где живут т. н. сирийские туркмены. Турция же выступает их асоциальным покровителем.
Весьма сложно определить, а на самом ли деле было ли крыло самолета на суверенной турецкой территории. Анкара предоставит документы, что реально было. Москва — что не было. Алесин уверен, что войны никакой не будет, но последует некий асимметричный ответ именно со стороны РФ. Турция имеет достаточно большие экономические интересы в современной России. Например, пытается занять место поставщика разной сельхозпродукции в РФ вместо ЕС.
Турция — это наиболее сильная региональная военная страна. Ей там не сможет никто противостоять. У Турции имеется американское современное оружие. Есть мощный ВПК. По технологическому уровню данное государство, возможно, превосходит даже Израиль. "Но именно Турция на территории Ближнего Востока имеет самую боеспособную и крупную армию, говорит эксперт", - информируют специалисты издания "Биржевой лидер".
Политологи об экономических мерах России в ответ на сбитый Турцией самолет.
"РФ может ответить Турции за недавно сбитый военный самолет вполне взвешенно, но при этом достаточно жестко, в том числе определенно затронув интересы высокопоставленных корпоративных кругов этой страны, связанных с официальной Анкарой", - уверен политолог Г. Павловский. "Уверен, что меры окажутся взвешенными. Понятно, что нельзя не принять ответных мер. Даже если предположить, что авиалайнер нарушил воздушные госграницы Турции, все равно в подобных случаях автоматически не принято сбивать. В крайне случае принудить можно было бы к посадке. Но так как есть погибшие, то нужны ответные меры", - заявил Павловский.
По его мнению, возможность реагирования Кремля военными средствами в этой ситуации можно исключить. "Понятно, что сам ответ Москвы силовым не должен быть, ведь нет серьезной причины для каких-либо военных действий между государствами. Иначе это определенно был бы существенный подарок для НАТО", - рассказал политолог. "Реакция Москвы главным образом последует по сферам экономического сотрудничества, чувствительным для Турции и в меньшей мере для России", - считает он. "Уверен, что ответные меры Москвы способны затронуть конкретные контракты и проекты. Но вопрос заключается в том, что это затронуть не должно чувствительные для российской нацэкономики направления, касающиеся современного строительного бизнеса, а также проектов, в которых российская сторона остро заинтересована", - считает г-н Павловский. Он не исключает, что в нынешней ситуации Москва может задействовать свое влияние на турецкие корпорации, напрямую связанные с турецким правительством.
По мнению политолога, при разработке будущих ответных мер в отношении Республики Турция было бы вполне логично проанализировать все последствия российских контрмер именно в связи с санкциями ЕС. "Важно избежать поистине печального прецедента некоторых наших непродуманных антисанкций на современном европейском направлении. Несколько из этих контрсанкций оказались симметричны, а в таких случаях симметрия может ударить по простому российскому потребителю. Проблема заключается не в том, кто пострадает больше, а в том, что пострадать может российская экономика", - считает эксперт.
При этом почетный председатель президиума известного Совета по внешней и оборонной политике С. Караганов считает, что Москва может весьма жестко ответить Турции за ранее сбитый военный самолет, активно используя огромный арсенал инструментов экономического и политического давления. "Последствия могут иметь как политический, так и экономический характер. Для этого есть гигантский набор инструментов. Я подозреваю, что экономические интересы Турции на территории России могут определенно пострадать", - заявил Караганов.
Эксперт отмечает важность того, в чьем в действительности воздушном пространстве сбит был самолет. "Позиция Анкары такова, что именно в их воздушном пространстве сбит был военный самолет. Но признание того, что авиалайнер был сбит над Сирией, означает, что туркам придется давать объяснения по данному поводу", - сказал он. "Постановка Анкарой самого вопроса вокруг ныне сбитого самолета перед НАТО предоставляет возможность альянсу заявить о себе лишний раз", - считает эксперт. "Турция в НАТО поставила вопрос, потому что хочет заручиться поддержкой этого альянса. Действительно, ситуация для Анкары очень неприятная. В НАТО с большой радостью займутся обсуждением данной проблемы потому, что альянсу как можно чаще нужно о себе заявлять, о том, насколько он полезен и нужен", - сказал Караганов.